Для справки, «апартеидом» в ЮАР (Южно-Африканской республике) середины прошлого века, назывался режим дискриминации «черного» большинства «белым» меньшинством. В нашем Таджикистане все наоборот, но суть одна: провозглашенная президентом страны Эмомали Рахмоном политика национального превосходства таджиков-арийцев над прочими народностями, в том числе, и узбеками, к которым я и принадлежу, создала невыносимые условия для проживания в республике нашей диаспоры.
Наши предки испокон веков жили здесь и никаких конфликтов с таджиками никогда не возникало. Наоборот, мы всячески содействуем прогрессу и процветанию нашей независимой Родины. Среди таджикистанской интеллигенции много узбеков.
Теперь власть всячески выживает нас на нижние ступени социальной лестницы, забывая, что название нашей родины Республика Таджикистан, а не таджикская республика.
Закрываются школы с преподаванием на узбекском языке. Принят закон, согласно которому не сдавших тест на знания таджикского языка не возьмут на государственную службу.
Помимо этого, власть сурово карает всех несогласных, даже мирно протестующих. Так, недавно аксакал Холтемир Шерматов обратился к хукуму Матчинского района Согдийской области Каримбаю Хикматову с просьбой выделить классы для обучения детей из узбекской диаспоры на родном языке. Однако хукум приказал начальнику местной милиции арестовать старика и больной пожилой человек провел матчинском «зиндане» неделю. Лишь взятка в 3 000 долларов США помогла старику сохранить свободу и, возможно, жизнь.
Раз уж мы заговорили о взятках и милиции, то к нам вообще относятся, как к гражданам второго или третьего сорта. Чтобы получить паспорт узбеку надо «откатить» 100 долларов США - в три раза больше, чем по закону! Жаловаться бессмысленно: у «узбаков», как именуют националисты, заявления попросту не принимают. Говорят, «меняй национальность»!
Боимся мы посылать наших детей и на службу в армию – единственная государственная структура, где еще принимают узбеков, да и то, на положении рабов и мальчиков для битья. В армии Таджикистана бывают и убийства на национальной почве. Самое известное - убийство прошлогодней зимой солдата–срочника Одилжона Куйлиева этнического узбека. Кстати, дело до сих пор не раскрыто и, наверное, виновных так и не накажут.
В заключение хочу рассказать о случае в Б.Гафуровском районе Согдийской области. Владелец тамошнего винзавода Расулбек Бобобеков, являющийся племянником мэра г.Душанбе М.Убайдуллоева, заявил протестующим против несвоевременных выплат заработанной платы рабочим-узбекам, чтоб они «знали свое место», в противном случае их ждет судьба киргизских узбеков, намекая на прошлогодние погромы в соседнем Кыргызстане! Как всегда прокуратура спустила дело на тормозах. И родственник влиятельного политика, почувствовав свою безнаказанность, продолжает всячески измываться над рабочими – узбеками.
Кажется, в Европе за отрицание массового уничтожения евреев в годы Второй мировой войны полагается крупный штраф и тюрьма. Но почему-то европейские комиссии не видят форменного расизма в Таджикистане. А надо бы, ведь от национализма до геноцида один шаг.
Рустам Каюмов
От редакции «Харакат»: Мы уже сообщали о том, что официальное лицо Матчинского района прислал нам письмо, в котором опровергаются факты закрытия узбекских школ и ареста Холтемира Шерматова. Узбекские правозащитники собираются встретится с послом Таджикистана в Ташкенте и внести ясность в этот вопрос.
В письме Рустама Каюмова опять говорится о закрытии узбекских школ. Значит, это вопрос не исчерпан, узбекские правозащитники должны обязательно встретиться с послом Таджикистана и получить точную информации о том, что происходит с узбеками в Таджикистане.