Совсем недавно Узбекистан являлся одним из немногих государств мира, имеющих собственное гражданское самолетостроение. В свое время ТАПОиЧ являлся одним из пяти крупнейших самолетостроительных предприятий мира! Но, теперь с этим покончено, завод является банкротом. И это притом, что государству принадлежит 76,6% его уставного капитала. А ведь все могло быть по-другому. Можно было работать совместно с российским объединением "Ильюшин", получать заказы, строить самолеты. В 2006 г. в ТАПОиЧ имел заказ из Китая на поставку различных модификаций транспортника ИЛ-76 общей стоимостью что-то около полутора миллиардов долларов.
Но заместитель премьер-министра Рустам Азимов, который через Национальный банк внешнеэкономической деятельности и МВЭСиТ контролировал часть завода (6,7 %), пытаясь получить необоснованно завышенные дивиденды от китайцев, обосновал перед Каримовым необходимость пересмотра суммы контракта. В итоге, китайцы взяли да и плюнули на это дело. «Узбекская модель» экономического развития в интерпретации Рустама Азимова в очередной раз обоср…сь.
Краткая история «ТАПОиЧ» такова. Завод был создан на базе российского авиационного завода, эвакуированного в Узбекистан в 1941 году из Московской области. На заводе выпускались транспортные самолеты Ил-76 и пассажирские Ил-114, а также крылья для самолетов Ан-70. В советское время (до Ульяновска) это был самый большой авиазавод Союза. Делать большие самолеты в теплом Ташкенте (не обогревая громадные цеха), куда выгоднее, чем в том же Ульяновске. Ил-76 можно было делать и делать еще лет 20. Тем более, что перед развалом Союза завод дооснастился. В этот период на предприятии работало до 50 тыс. человек (1980-1985 гг.).
Насколько известно автору, правительством были предприняты определенные меры по поддержанию предприятия в виде списания или отсрочки задолженностей перед бюджетом. Не помогло. После этого принято решение об оздоровлении финансового состояния ГАО «ТАПОиЧ», путем его реорганизации. Решение задачи было поручено Азимову Р.С., который положил начало концу легендарного завода.
Автор почти четверть века проработал на ТАПОиЧ, а кроме того знает финансиста Азимова Рустама по совместной учебе в Ташкентском университете. Правда, вместо постижения азов экономики и финансов Азимов в основном занимался комсомольской работой, возглавляя комитет ЛКСМ ТашГУ. Уже в тот период он отличался демагогией и разрушительной энергией, прикрывавшей отсутствие элементарных знаний по специальности. В горбачевское время, когда по всей стране были созданы НТЦМ (научно-технические центры молодежи), которым предоставлялись крупные финансовые средства и возможности для занятия коммерцией, Азимов благодаря связям своего отца – академика Садыка Азимова, смог сколотить огромный капитал. Также в свое время поступил и бывший комсомольский лидер и российский олигарх, ныне осужденный Михаил Ходорковский.
Вся т.н. «реорганизация» ТАПОиЧ была сведена к сокращению территорий и численности персонала. Ни Азимов, ни его окружение не обладают способностью элементарного экономического анализа и поиска перспективных решений в критической ситуации. Однако, Азимов хорошо владеет такими примитивными инструментами финансового оздоровления, как сокращение штатов, урезание бюджета предприятий, создание искусственных условий, когда предприятия и ведомства не успевают осваивать бюджетные средства.
В результате реорганизации, затеянной Азимовым, ТАПОиЧ лишился аэродрома «Ташкент-Восточный», огромных территорий и технологических площадок. Азимов Р.С. приезжал практически еженедельно и проверял процесс сноса зданий, демонтажа оборудования и постоянно корректировал сроки «реорганизации» в сторону уменьшения. Среди коллектива завода распространен слух о том, что Азимов, воспользовавшись этой ситуацией, через фирму «Интеркрайт» организовал вывоз готовых изделий самолетостроения из цветного металла, в основном алюминия и титана, в Казахстан на сумму около 8 млн.долларов США.
Азимовские сокращения привели к потере квалифицированных специалистов, в т.ч. узкопрофильного назначения, а это невосполнимая потеря инженерного кадрового потенциала. Автор также как и многие другие, является «жертвой» реорганизации ТАПОиЧ (пришлось уволиться и перебираться в РФ, в Челябинскую область).
В 2009 году планировалось создание на производственных площадях ГАО «ТАПОиЧ» Центра по базовому техническому обслуживанию самолетов западного производства авиапредприятия «Узбекистон Эйрвэйс Текникс». Проведены предварительные работы на сумму более 800 млн. сум, однако проект заморожен на неопределенное время. Причиной срыва реального и перспективного проекта и в этот раз явился Азимов Рустам, который под различными предлогами приостановил финансирование, в результате чего в убытке осталась ГАК «Узбекистон хавой йуллари», а ТАПОиЧ лишился возможности выжить и дать работу тысячам специалистов.
Стало известно, что недавно, по улице Дубовая и в близлежащей территории ГАО «ТАПОиЧ» под предлогом социологического опроса проведено изучение контингента проживающего населения, в том числе его национальный состав, возраст и место работы.
Многие опасаются, что русских специалистов будут притеснять, планирует сократить их и выселить с мест проживания, так как многие из них не прописаны в предоставленных жилых помещениях. В настоящее они не имеют постоянной прописки, потому что получали жилье в служебное пользования.
Владимир Швец
(инженер-экономист с 25 летним стажем)