18 October 2011
00:44 -
Из почтового ящика «Харакат»: Кыргызам в Узбекистане есть чем гордиться
«Я совершил самую большую ошибку в своей жизни, когда покинул Узбекистан!» - говорит житель села Калпок Ахсыйского района Джалалабадской области КР Султан Канаев, ранее проживавший в поселке Ровот Уйчинского района Наманганской области. Вообще-то, ему жилось в Узбекистане неплохо: он имел 5-6 дойных коров и участок земли, выращивал сельскохозяйственную продукцию. Дела шли хорошо, и он даже брал в аренду у фермеров дополнительные площади и наращивал объемы производства сельхозпродукции. Жена работала в Кизилраватской больнице санитаркой.
После июньских событий в КР среди этнических кыргызов в Узбекистане оживились миграционные процессы и многие семьи решили вернуться на историческую родину. Понять их можно: июньская трагедия взволновала всех и никого не оставила равнодушным. Узбекистан тогда принял и устроил более ста тысяч беженцев, узбекский народ с пониманием отнесся к этой беде и никто не думал начать преследование этнических кыргызов. Так что экстремисты, пытавшиеся превратить межнациональный конфликт в полномасштабную войну в Центральной Азии, остались ни с чем.
С.Канаев также решил уехать в Кыргызстан, но ему с самого начала не повезло: он продал дом и вырученные деньги передал родственнику в поселке Кизилджар, чтобы он приобрел строительные материалы для постройки жилья, но тот растранжирил чужие деньги и выехал на заработки в Россию. Канаев оказался в очень трудном положении, распродал все имущество и скот, от бывшего благополучия не осталось и следа. Несмотря на то, что власти КР обещают всестороннюю поддержку переселенцам и всячески поощряют стремление вернуться и пустить корни на родине предков, он столкнулся с равнодушием и порой откровенной враждой.
Оказывается, его соплеменники-кыргызы не горят желанием помочь новому соседу обустроиться на новом месте. В ходе постройки дома никто не пришел на помощь, и Султан фактически надорвался, один вкалывая на стройке. Наоборот, кое-кто из них был готов поживиться за его счет и воровал строительные материалы, поэтому нашему герою приходилось после изнурительной работы охранять их по ночам. Больше всего его «добивает» коммунальная неустроенность: газа нет, воду надо носить издалека, а также отсутствие работы. Его жена с детьми вынуждена батрачить на соседских полях, чтобы выжить.
Когда он спилил на дрова засохшее дерево на окраине села Калпок, соседи за это его сильно избили. Это стало последней каплей. Единственной радостью для него стали редкие встречи с земляками из Уйчинского района, он искренне радуется каждому и всегда говорит, что переезд в Кыргызстан стал самой большой ошибкой, которую он совершил в жизни.
Действительно, местная администрация и жители далеко не всегда радушно встречают переселенцев, чаще всего они сталкиваются с грубым и пренебрежительным отношением, а порой и откровенной враждой. Это не что иное, как результаты национализма и нетерпимости, которые насаждаются в кыргызском обществе. Кыргызоязычные СМИ также внесли свою лепту в это дело, позабыв о профессиональной этике, человеческой морали и нравственности. Насаждая межнациональную вражду и насилие, они явно перестарались и теперь даже переселенцы из Узбекистана по привычке рассматриваются в качестве врага.
Переселенцы устают от разных проблем и искренне сожалеют о своем решении и подумывают о возращении в Узбекистан. Бывает, резко обрывают поток клеветы в адрес Узбекистана и говорят правду. Так, бывший житель Уйчинского района Усуббек Алимов на пятничной молитве в мечети Кизилджар заявил, что он родился и вырос в Узбекистане, и никто его никогда там не упрекнул тем, что он кыргыз. Он отметил, что переселенцы сталкиваются со многими проблемами на исторической родине, в том числе и с неприятием местного населения, никуда не годной по сравнению с Узбекистаном социальной инфраструктурой. Алимов вспомнил, что Наманганская область почти полностью газифицирована, природный газ и водопровод имеются и в самых отдаленных селах, здесь же приходится топить печку дровами, а воду носить издалека. Кроме того, приближается зима, которая обострит все проблемы. Возразить ему было нечего.
Коснувшись проблемы межнациональных отношений, он отметил, что кыргызы в Узбекистане живут в мире и согласии с узбеками и представителями других народов.
Тут можно вспомнить, что Кыргызский национальный культурный центр Узбекистана действует в пяти областях Узбекистана, регулярно проводятся культурно-просветительские мероприятия, национальные праздники, свадьбы, состязания с национальными играми. Имеются фольклорные ансамбли. В Узбекистане работают более 60 школ с кыргызским языком обучения. В издательском доме «Узбекистан» создана специальная редакция, которая работает над подготовкой и изданием учебников для школ с кыргызским языком обучения, на Узбекском телевидении регулярно выходит в эфир популярная передача «Айчурек», на радио - передача «Эламан» на кыргызском языке.
В Узбекистане проживает 248 тысяч кыргызов, которые трудятся в самых различных отраслях народного хозяйства. В республике широко известны имена таких выдающихся людей, как Зият Есенбаев, Саттар Усманов, Кадыржан Маматов, Хидир Шукуров, Аброр Каримов, Махфират Истамкулова, которые внесли достойный вклад в развитие народного хозяйства Узбекистана, а также докторов наук и профессоров Карима Алматова, Турабека Ташмурадова, Суюна Караева, Абдусалома Джанибекова, Манзуры Халматовой.
Айбек Молдошев
После июньских событий в КР среди этнических кыргызов в Узбекистане оживились миграционные процессы и многие семьи решили вернуться на историческую родину. Понять их можно: июньская трагедия взволновала всех и никого не оставила равнодушным. Узбекистан тогда принял и устроил более ста тысяч беженцев, узбекский народ с пониманием отнесся к этой беде и никто не думал начать преследование этнических кыргызов. Так что экстремисты, пытавшиеся превратить межнациональный конфликт в полномасштабную войну в Центральной Азии, остались ни с чем.
С.Канаев также решил уехать в Кыргызстан, но ему с самого начала не повезло: он продал дом и вырученные деньги передал родственнику в поселке Кизилджар, чтобы он приобрел строительные материалы для постройки жилья, но тот растранжирил чужие деньги и выехал на заработки в Россию. Канаев оказался в очень трудном положении, распродал все имущество и скот, от бывшего благополучия не осталось и следа. Несмотря на то, что власти КР обещают всестороннюю поддержку переселенцам и всячески поощряют стремление вернуться и пустить корни на родине предков, он столкнулся с равнодушием и порой откровенной враждой.
Оказывается, его соплеменники-кыргызы не горят желанием помочь новому соседу обустроиться на новом месте. В ходе постройки дома никто не пришел на помощь, и Султан фактически надорвался, один вкалывая на стройке. Наоборот, кое-кто из них был готов поживиться за его счет и воровал строительные материалы, поэтому нашему герою приходилось после изнурительной работы охранять их по ночам. Больше всего его «добивает» коммунальная неустроенность: газа нет, воду надо носить издалека, а также отсутствие работы. Его жена с детьми вынуждена батрачить на соседских полях, чтобы выжить.
Когда он спилил на дрова засохшее дерево на окраине села Калпок, соседи за это его сильно избили. Это стало последней каплей. Единственной радостью для него стали редкие встречи с земляками из Уйчинского района, он искренне радуется каждому и всегда говорит, что переезд в Кыргызстан стал самой большой ошибкой, которую он совершил в жизни.
Действительно, местная администрация и жители далеко не всегда радушно встречают переселенцев, чаще всего они сталкиваются с грубым и пренебрежительным отношением, а порой и откровенной враждой. Это не что иное, как результаты национализма и нетерпимости, которые насаждаются в кыргызском обществе. Кыргызоязычные СМИ также внесли свою лепту в это дело, позабыв о профессиональной этике, человеческой морали и нравственности. Насаждая межнациональную вражду и насилие, они явно перестарались и теперь даже переселенцы из Узбекистана по привычке рассматриваются в качестве врага.
Переселенцы устают от разных проблем и искренне сожалеют о своем решении и подумывают о возращении в Узбекистан. Бывает, резко обрывают поток клеветы в адрес Узбекистана и говорят правду. Так, бывший житель Уйчинского района Усуббек Алимов на пятничной молитве в мечети Кизилджар заявил, что он родился и вырос в Узбекистане, и никто его никогда там не упрекнул тем, что он кыргыз. Он отметил, что переселенцы сталкиваются со многими проблемами на исторической родине, в том числе и с неприятием местного населения, никуда не годной по сравнению с Узбекистаном социальной инфраструктурой. Алимов вспомнил, что Наманганская область почти полностью газифицирована, природный газ и водопровод имеются и в самых отдаленных селах, здесь же приходится топить печку дровами, а воду носить издалека. Кроме того, приближается зима, которая обострит все проблемы. Возразить ему было нечего.
Коснувшись проблемы межнациональных отношений, он отметил, что кыргызы в Узбекистане живут в мире и согласии с узбеками и представителями других народов.
Тут можно вспомнить, что Кыргызский национальный культурный центр Узбекистана действует в пяти областях Узбекистана, регулярно проводятся культурно-просветительские мероприятия, национальные праздники, свадьбы, состязания с национальными играми. Имеются фольклорные ансамбли. В Узбекистане работают более 60 школ с кыргызским языком обучения. В издательском доме «Узбекистан» создана специальная редакция, которая работает над подготовкой и изданием учебников для школ с кыргызским языком обучения, на Узбекском телевидении регулярно выходит в эфир популярная передача «Айчурек», на радио - передача «Эламан» на кыргызском языке.
В Узбекистане проживает 248 тысяч кыргызов, которые трудятся в самых различных отраслях народного хозяйства. В республике широко известны имена таких выдающихся людей, как Зият Есенбаев, Саттар Усманов, Кадыржан Маматов, Хидир Шукуров, Аброр Каримов, Махфират Истамкулова, которые внесли достойный вклад в развитие народного хозяйства Узбекистана, а также докторов наук и профессоров Карима Алматова, Турабека Ташмурадова, Суюна Караева, Абдусалома Джанибекова, Манзуры Халматовой.
Айбек Молдошев