18 June 2011
20:13 -
КирТАГ: Псевдозаявление Бирлика – политическая низость, считает Абдурахим Пулат (2011, Июнь 18 - 11:42)
Бишкек. 18 июня. КирТАГ- Бакыт Абдыкапар. Обозреватель КирТАГ связался по телефону с находящимся в США лидером оппозиционного движения Абдурахимом Пулатом и попросил прокомментировать быстро распространившееся в интернете якобы новое заявление от имени движения «Бирлик», в котором содержится призыв предоставить узбекам юга Кыргызстана автономию с возможностью создания собственных вооруженных сил.
Чем продиктовано появление последнего заявления «Бирлика» о том, что узбекам юга Кыргызстана нужно предоставить автономию с правом формирования отрядов обороны? Почему заявление сделано именно в настоящий момент?
- Сейчас все мне звонят по этому поводу. Упомянутое Вами заявление на самом деле было опубликовано еще 24 июня 2010 года.
Значит ли это, что нового заявления не было?
- Нет, не было. То, о чем вы спрашиваете - повтор заявления годичной давности. Оно было опубликовано в 2010 году на сайте Центразия.Ру, а также на сайте нашего движения. И, наверное, не стоит даже говорить о том, почему это заявление появилось в то время: ведь еще не прошло даже 10-ти дней после кровавых событий на юге Кыргызстана, которые почти через год были оценены независимой международной комиссией как преступление против человечности. Поэтому, я думаю, политики должны не только удивиться, но и восхититься прозорливости «Бирлика», который заявил, что происходят очень страшные события и связанные с ними проблемы общими словами и коммунистическими лозунгами не решить: необходимы решительные шаги. В заявлении говорится, что в качестве одного из возможных таких шагов может рассматриваться предоставление автономии узбекам юга Кыргызстана. Очередное заявление «Бирлика» в этом году было сделано 7 мая уже после оглашения отчета независимой международной комиссии и оно было связано с ее выводами.
Да, мы это заявление читали. Так, значит, получается что сайт uznews.net фактически снова опубликовал заявление годичной давности?
- Конечно! Буквально сейчас наши сотрудники готовят не заявление, а новостной материал для нашего сайта, в котором будут расценены действия этих «товарищей» из сайта uznews.net как низость, политическая низость. Я даже не называю это провокацией. Это просто низость. Они не могли не знать, что это заявление годичной давности. И вообще, многие события надо оценивать с точки зрения момента, когда что-то было сказано. Я думаю, что это все понимают.
Как Вы оцениваете позицию официального Ташкента, в частности, президента Каримова по прошлогодней июньской трагедии?
- Это предательство интересов узбекской нации. Конечно, Кыргызстан и Узбекистан – соседние государства. Но для наглядности все время привожу такой, конечно, грубый пример, но что делать. В такие резкие моменты приходится выражаться резко. Я часто использую термин «шоковая терапия словами». Предположим, на западе Германии, где живут французы, началась резня. Вы думаете, Франция будет молчать? Нет! Этого не может быть! Я думаю, Франция бы немедленно ввела свои войска. И в этом отношении правительство Узбекистана поступило неправильно.
11-12 июня прошлого года «Бирлик» распространил заявление, в котором говорилось о необходимости ввода на юг Кыргызстана узбекских войск. Но там вовсе не говорится, чтоб они были введены против киргизов. Просто киргизское временное правительство в то время не было способно что-то сделать, и узбекская армия лишь должна была встать и разнять воюющие стороны. Бывают всякие недоразумения, драки и хуже – убийства даже в одной семье. К сожалению, мы от таких вещей полностью не гарантированы. А поскольку узбеки и киргизы – народы-братья, а вообще по корням мы – тюрки, я считаю эти два народа одной семьей. И вот в этой семье произошла такая трагедия. А остальные члены семьи, что, – просто должны смотреть и наблюдать как двое друг-друга режут, говоря, что это их дело? Нет! Они должны вмешаться.
Это ошибка не только президента Узбекистана. Это и большая ошибка президента Казахстана. В то время они могли сообща действовать более решительно и показать, что есть силы, могущие предотвратить конфликты. А такие конфликты могут возникнуть где угодно – не только в Средней Азии, но даже во всем мире.
Как Вам известно, определенные шаги по примирению сторон предпринимает и руководство Кыргызстана. Как Вы оцениваете их усилия по обеспечению стабильности и мира между двумя народами?
-Как абсолютно недостаточные. Ваш президент Роза Отунбаева и премьер-министр Алмаз Атамбаев (Алмаза Атамбаева знаю лично, а с Розой Отунбаевой мы мимоходом встречались 20 лет назад в Бишкеке) действовали настолько медлительно, что можно сказать на грани преступности. Я не слышал их жестких заявлений в те трагические 2-3 дня, когда это все произошло. Я бы на их месте сразу полетел туда, и даже если бы это стоило мне жизни, встал бы между узбеками и киргизами и сказал бы: «Остановитесь!».
Я – невольный участник и событий 1990 года. Тогда, поверьте, на второй день мне позвонил Чынгыз Айтматов из Москвы. Он был советником Горбачева. Айтматов сказал: «У нас есть информация, что в этой трагедии есть рука «Бирлика»». Я ответил: «Чынгыз-ага, вы же знаете, что нас считают пантюркистами. Мы в самом деле пантюркисты. Такого, чтобы мы были причастны, не может быть!» Конечно, я сейчас не могу процитировать слова Айтматова со стопроцентной точностью, но он сказал: «Я вам верю. Если бы я вам не верил, то не стал бы звонить. Сегодня после обеда я прибуду в Ташкент, потом поеду в Ош. Хочу вас забрать с собой. Ждите меня в международном аэропорту». Я спросил: «А кто меня к вам допустит?» Айтматов ответил: «Сейчас я позвоню в ваше правительство и они вас сами привезут». Через десять минут мне позвонил наш председатель совета министров тех времен и начал кричать: «Почему ты звонил Чынгызу Айтматову?!» Я сказал: «Нет. Айтматов сам мне позвонил». Председатель совмина чуть не зажохнулся от удивления.
В конце-концов я все равно приехал в аэропорт. Мы встретились и Айтматов мне сказал при беседе один на один (он сперва встретился с председателем совета министров Шукурулло Мирсаидовым, потом со мной): «Я имею полномочия делать все на свое усмотрение. Я не хочу портить отношений между руководителями Узбекистана и Кыргызстана, но руководители Узбекистана категорически против того, чтобы вы поехали в Ош. Они сказали, что ваше появление там еще больше усугубит обстановку. Они боятся, что поскольку эффект от вашей поездки будет абсолютно положительным, ваш авторитет возрастет».
Когда Аскар Акаев стал президентом, он меня принял в Бишкеке. Думаю, что Акаев понимал нашу роль в этих событиях и поэтому принял. Если бы он к нам относился плохо, не стал бы принимать – все-таки он был президентом республики. Я же тогда был руководителем непризнанной даже у себя в стране партии.
У нас есть опыт. Мы бы сделали позитивный вклад и во время прошлогодних событий, если бы кыргызские демократы к нам обратились. Я сожалею, что не сделал первого шага сам, ведь я лично знаю Топчубека Тургуналиева – когда-то одного из лидеров кыргызского народного движения. Жалею сейчас, что сам не вышел на контакт, и мы не сделали нужных шагов, чтобы предотвратить трагедию сообща.
Вы, наверное, в курсе того, что скоро состоятся слушания Хельсинкского комитета по теме, связанной с прошлогодними июньскими событиями, и докладчиками там будут выступать Киммо Кильюнен, Алишер Хамидов и Марта Брил Олкотт. Какую роль эти слушания могут сыграть в дальнейших международных дискуссиях о мерах по недопущению насилия в Кыргызстане?
- Я думаю никакую. В принципе, ОБСЕ уже давно мертвая организация. Она не может быть живой, поскольку в ней есть такие диктаторские страны, как Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан. В то же время туда входят Франция, Германия. Мероприятия в ОБСЕ проводятся «для галочки». Я пять раз участвовал в заседаниях Хельсинкской комиссии. Конечно, в первый раз я туда пошел с большой надеждой... Слушания проводились и после андижанских событий, когда правительство Узбекистана устроило резню против своего народа. Тогда я официально заявил Хельсинкской комиссии: «Это мое последнее появление здесь, по крайней мере, в качестве докладчика. Больше в таких «мероприятиях» я участвовать не собираюсь». Так что, ничего от слушаний в Хельсинкской комиссии я не жду.
Но то, что происходит в кыргызском парламенте, конечно, удручает. Хотя, в принципе, парламентом суверенной страны могли бы быть приняты решения, которые нам не нравятся, удивляет также единодушие в объявлении персоной нон-грата руководителя независимой международной комиссии и единодушие в непризнании преступлений против человечности.
Кстати, после событий 7 апреля 2010 года «Бирлик» опубликовал еще одно заявление. Мы обратились к ситуации очень серьезно и отметили, что из-за кыргызского переворота общедемократические процессы в Средней Азии пойдут назад. Так и будет, вы увидите.
То, что кыргызский парламент поступает очень легкомысленно и опрометчиво вызывает только сожаление. Повторюсь, они могли принять решения, которые мне не нравятся. Но такое единодушие в принятии очень спорных решений ставит даже под вопрос демократические тенденции в Кыргызстане. // kyrtag.kg
Чем продиктовано появление последнего заявления «Бирлика» о том, что узбекам юга Кыргызстана нужно предоставить автономию с правом формирования отрядов обороны? Почему заявление сделано именно в настоящий момент?
- Сейчас все мне звонят по этому поводу. Упомянутое Вами заявление на самом деле было опубликовано еще 24 июня 2010 года.
Значит ли это, что нового заявления не было?
- Нет, не было. То, о чем вы спрашиваете - повтор заявления годичной давности. Оно было опубликовано в 2010 году на сайте Центразия.Ру, а также на сайте нашего движения. И, наверное, не стоит даже говорить о том, почему это заявление появилось в то время: ведь еще не прошло даже 10-ти дней после кровавых событий на юге Кыргызстана, которые почти через год были оценены независимой международной комиссией как преступление против человечности. Поэтому, я думаю, политики должны не только удивиться, но и восхититься прозорливости «Бирлика», который заявил, что происходят очень страшные события и связанные с ними проблемы общими словами и коммунистическими лозунгами не решить: необходимы решительные шаги. В заявлении говорится, что в качестве одного из возможных таких шагов может рассматриваться предоставление автономии узбекам юга Кыргызстана. Очередное заявление «Бирлика» в этом году было сделано 7 мая уже после оглашения отчета независимой международной комиссии и оно было связано с ее выводами.
Да, мы это заявление читали. Так, значит, получается что сайт uznews.net фактически снова опубликовал заявление годичной давности?
- Конечно! Буквально сейчас наши сотрудники готовят не заявление, а новостной материал для нашего сайта, в котором будут расценены действия этих «товарищей» из сайта uznews.net как низость, политическая низость. Я даже не называю это провокацией. Это просто низость. Они не могли не знать, что это заявление годичной давности. И вообще, многие события надо оценивать с точки зрения момента, когда что-то было сказано. Я думаю, что это все понимают.
Как Вы оцениваете позицию официального Ташкента, в частности, президента Каримова по прошлогодней июньской трагедии?
- Это предательство интересов узбекской нации. Конечно, Кыргызстан и Узбекистан – соседние государства. Но для наглядности все время привожу такой, конечно, грубый пример, но что делать. В такие резкие моменты приходится выражаться резко. Я часто использую термин «шоковая терапия словами». Предположим, на западе Германии, где живут французы, началась резня. Вы думаете, Франция будет молчать? Нет! Этого не может быть! Я думаю, Франция бы немедленно ввела свои войска. И в этом отношении правительство Узбекистана поступило неправильно.
11-12 июня прошлого года «Бирлик» распространил заявление, в котором говорилось о необходимости ввода на юг Кыргызстана узбекских войск. Но там вовсе не говорится, чтоб они были введены против киргизов. Просто киргизское временное правительство в то время не было способно что-то сделать, и узбекская армия лишь должна была встать и разнять воюющие стороны. Бывают всякие недоразумения, драки и хуже – убийства даже в одной семье. К сожалению, мы от таких вещей полностью не гарантированы. А поскольку узбеки и киргизы – народы-братья, а вообще по корням мы – тюрки, я считаю эти два народа одной семьей. И вот в этой семье произошла такая трагедия. А остальные члены семьи, что, – просто должны смотреть и наблюдать как двое друг-друга режут, говоря, что это их дело? Нет! Они должны вмешаться.
Это ошибка не только президента Узбекистана. Это и большая ошибка президента Казахстана. В то время они могли сообща действовать более решительно и показать, что есть силы, могущие предотвратить конфликты. А такие конфликты могут возникнуть где угодно – не только в Средней Азии, но даже во всем мире.
Как Вам известно, определенные шаги по примирению сторон предпринимает и руководство Кыргызстана. Как Вы оцениваете их усилия по обеспечению стабильности и мира между двумя народами?
-Как абсолютно недостаточные. Ваш президент Роза Отунбаева и премьер-министр Алмаз Атамбаев (Алмаза Атамбаева знаю лично, а с Розой Отунбаевой мы мимоходом встречались 20 лет назад в Бишкеке) действовали настолько медлительно, что можно сказать на грани преступности. Я не слышал их жестких заявлений в те трагические 2-3 дня, когда это все произошло. Я бы на их месте сразу полетел туда, и даже если бы это стоило мне жизни, встал бы между узбеками и киргизами и сказал бы: «Остановитесь!».
Я – невольный участник и событий 1990 года. Тогда, поверьте, на второй день мне позвонил Чынгыз Айтматов из Москвы. Он был советником Горбачева. Айтматов сказал: «У нас есть информация, что в этой трагедии есть рука «Бирлика»». Я ответил: «Чынгыз-ага, вы же знаете, что нас считают пантюркистами. Мы в самом деле пантюркисты. Такого, чтобы мы были причастны, не может быть!» Конечно, я сейчас не могу процитировать слова Айтматова со стопроцентной точностью, но он сказал: «Я вам верю. Если бы я вам не верил, то не стал бы звонить. Сегодня после обеда я прибуду в Ташкент, потом поеду в Ош. Хочу вас забрать с собой. Ждите меня в международном аэропорту». Я спросил: «А кто меня к вам допустит?» Айтматов ответил: «Сейчас я позвоню в ваше правительство и они вас сами привезут». Через десять минут мне позвонил наш председатель совета министров тех времен и начал кричать: «Почему ты звонил Чынгызу Айтматову?!» Я сказал: «Нет. Айтматов сам мне позвонил». Председатель совмина чуть не зажохнулся от удивления.
В конце-концов я все равно приехал в аэропорт. Мы встретились и Айтматов мне сказал при беседе один на один (он сперва встретился с председателем совета министров Шукурулло Мирсаидовым, потом со мной): «Я имею полномочия делать все на свое усмотрение. Я не хочу портить отношений между руководителями Узбекистана и Кыргызстана, но руководители Узбекистана категорически против того, чтобы вы поехали в Ош. Они сказали, что ваше появление там еще больше усугубит обстановку. Они боятся, что поскольку эффект от вашей поездки будет абсолютно положительным, ваш авторитет возрастет».
Когда Аскар Акаев стал президентом, он меня принял в Бишкеке. Думаю, что Акаев понимал нашу роль в этих событиях и поэтому принял. Если бы он к нам относился плохо, не стал бы принимать – все-таки он был президентом республики. Я же тогда был руководителем непризнанной даже у себя в стране партии.
У нас есть опыт. Мы бы сделали позитивный вклад и во время прошлогодних событий, если бы кыргызские демократы к нам обратились. Я сожалею, что не сделал первого шага сам, ведь я лично знаю Топчубека Тургуналиева – когда-то одного из лидеров кыргызского народного движения. Жалею сейчас, что сам не вышел на контакт, и мы не сделали нужных шагов, чтобы предотвратить трагедию сообща.
Вы, наверное, в курсе того, что скоро состоятся слушания Хельсинкского комитета по теме, связанной с прошлогодними июньскими событиями, и докладчиками там будут выступать Киммо Кильюнен, Алишер Хамидов и Марта Брил Олкотт. Какую роль эти слушания могут сыграть в дальнейших международных дискуссиях о мерах по недопущению насилия в Кыргызстане?
- Я думаю никакую. В принципе, ОБСЕ уже давно мертвая организация. Она не может быть живой, поскольку в ней есть такие диктаторские страны, как Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан. В то же время туда входят Франция, Германия. Мероприятия в ОБСЕ проводятся «для галочки». Я пять раз участвовал в заседаниях Хельсинкской комиссии. Конечно, в первый раз я туда пошел с большой надеждой... Слушания проводились и после андижанских событий, когда правительство Узбекистана устроило резню против своего народа. Тогда я официально заявил Хельсинкской комиссии: «Это мое последнее появление здесь, по крайней мере, в качестве докладчика. Больше в таких «мероприятиях» я участвовать не собираюсь». Так что, ничего от слушаний в Хельсинкской комиссии я не жду.
Но то, что происходит в кыргызском парламенте, конечно, удручает. Хотя, в принципе, парламентом суверенной страны могли бы быть приняты решения, которые нам не нравятся, удивляет также единодушие в объявлении персоной нон-грата руководителя независимой международной комиссии и единодушие в непризнании преступлений против человечности.
Кстати, после событий 7 апреля 2010 года «Бирлик» опубликовал еще одно заявление. Мы обратились к ситуации очень серьезно и отметили, что из-за кыргызского переворота общедемократические процессы в Средней Азии пойдут назад. Так и будет, вы увидите.
То, что кыргызский парламент поступает очень легкомысленно и опрометчиво вызывает только сожаление. Повторюсь, они могли принять решения, которые мне не нравятся. Но такое единодушие в принятии очень спорных решений ставит даже под вопрос демократические тенденции в Кыргызстане. // kyrtag.kg