Узбекистанцу Бахром Хамроеву легчи называть проблемы Ташкента, чем это делают другие
Этот материал взят из сайта CentralAsia.news
* * * * *
Мэру Ташкенту легче физически ликвидировать безработных Узбекистана чем решить проблему безработицы.
Собеседник редакции объяснил, почему в республике сложно найти работу.
Проблема безработицы обострилась в 90-х годах почти во всех государствах бывшего СССР. Есть республики, чьи власти смогли принять ряд эффективных мер и создать рабочие места, снизить процент трудовой миграции за границу. До сих пор в Узбекистане крайне остро стоит проблема с безработицей. Об этом говорят эксперты и статистика. Признают непростую ситуацию и власти.
Нельзя сказать, что чиновники в Узбекистане бездействуют в деле создания рабочих мест. В стране ведётся строительство предприятий, развивается транспортно-логистическая система, осуществляется поддержка начинающих предпринимателей. Однако, чего-то не хватает, вроде и ведётся реальная, а не бумажная работа, а сотни тысяч граждан стремятся уехать за границу ради заработка, оставляя даже семьи.
В конце марта мэр Ташкента Джахонгир Артыкходжаев встретился с молодыми горожанами. Чиновник пообещал ликвидировать в городе безработицу среди данной категории населения к сентябрю этого года. Получится это или нет - покажет время. Помимо Ташкента, достаточно еще городов и областей, где власти не решаются назвать срок для искоренения безработицы. Для того, чтобы глубже разобраться в этой проблеме, редакция CentralAsia.news обратилась к независимому эксперту по Узбекистану Бахрому Хамроеву.
Старые проблемы современности
Собеседник сразу констатировал, что ситуация с безработицей в республике продолжает оставаться традиционно тяжелой. Работу на родине ежегодно не могут найти около пяти миллионов человек из категории трудоспособного населения.
Как правило, на заработках в России, Южной Корее, Казахстане или Турции находится почти каждый третий узбекский мужчина. Эксперт подчеркнул, что будет ошибочным думать, что ситуация касается низкоквалифицированной рабочей силы. Уезжают за рубеж и действительно специалисты: врачи, инженеры, учёные, выпускники вузов. Иными словами, те, кто в нормальной ситуации должен строить будущее страны.
- Остаются те, кто относится к правящей элите разного уровня, её обслуга: всякого рода чиновники, силовики и прочие госслужащие, некоторое количество рабочих, осваивающих природные богатства Узбекистана для тех же элит. Есть и те, кто не ставит себе планку достойного заработка или не имеет возможности уехать. Впрочем, даже готовность трудиться за небольшую и по местным меркам плату при отсутствии протекции или денег на взятку вовсе не гарантирует трудоустройство, - прокомментировал ситуацию Хамроев.
Эксперт не сомневается, что сложная ситуация с безработицей упирается в традиционные проблемы постсоветского пространства: отсутствие структурных реформ, серьёзных программ экономического развития, авторитаризм с его кумовством и коррупцией. Он считает, что предпосылок для решения этих проблем не видно.
- Мы наблюдаем лишь картину стагнации, кое-как подправляемую широкомасштабным иностранным кредитованием, позволившим привлечь заёмные средства, о которых даже не мечтало «каримовское» правительство. В нормальной ситуации миллиарды долларов, привлеченные в качестве кредитов и иностранной финансовой помощи, должны были бы дать толчок экономике Узбекистана, создать миллионы рабочих мест и вернуть граждан на родину. К примеру, в своё время так происходило с Азербайджаном. Однако ничего подобного мы не наблюдаем, - отметил собеседник.
Коренные реформы – лучшее «лекарство»
Несмотря на удручающую картину, существует вариант для улучшения ситуации. Единственным средством, по мнению Хамроева, являются масштабные экономические, политические и социальные реформы, отказ от авторитаризма, даже «мягкого», целенаправленная и бескомпромиссная борьба с коррупцией.
Негативно на ситуации с занятостью в Узбекистане сказался и мировой кризис, вызванный пандемией коронавируса. Этот фактор привёл к тому, что огромное число узбекских граждан осталось без работы на родине. Те, кто раньше трудился в России или Корее, и оказался «на побывке» в Узбекистане, в одночасье лишились работы на неопределенный срок, причём, с совершенно смутными перспективами. Собеседник подчеркнул, что такая ситуация продолжается уже больше года и вызывает серьёзное социальное напряжение.
- Видимо, поэтому последовал ряд громких заявлений от высокопоставленных должностных лиц, например, мэра Ташкента Джахонгира Артыкходжаева о предстоящей ликвидации безработицы. Как власти собираются ликвидировать безработицу в текущей ситуации, остаётся неясным, - резюмировал эксперт.