Журнал Ҳаракат №4 (43) 2003. Демократия дарси
Хикмат Хожизода - Демократияга олиб борувчи узок йўл (давоми, рус.)
ДОЛГИЙ ПУТЬ К ДЕМОКРАТИИ* Хикмет Гаджизаде ПРОТИВ ТИРАНИИ БОЛЬШИНСТВА Джон Стюарт Милль (1806—1873) - один из наиболее почитаемых английских теоретиков демократии современной эпохи. Отец Милля Джеймс был близким другом и соратником основателя новой либеральной доктрины - утилитаризма - Джереми Бентама. Милль получает блестящее классическое образование от своего отца, сам изучает психологию и римское право. Около 20 лет подряд Милль зарабатывает себе на жизнь служа контролером Восточно-Индийской Компании. Все это и последующее время Милль публикует большое количество философских трудов, развивающих современную либеральной теорию и применяющих ее к различным сферам общественной жизни. Как и основатели утилитаризма, Милль считает, что права человека следует уважать, не только потому, что они присуще ему от рождения, но и потому, что они необходимы для стабильного развития общества и достижения всеобщего блага. В своих эссе “О свободе” (1859), “Размышление о представительном правления” (1861), “Утилитаризм” (1863), “Порабощение женщин”(1869) Милль выступает в защиту индивида от тирании большинства; он убедительно доказывает, что для успешного развития нации необходимо остановить не только политические преследова­ния со стороны государства, но и покончить с вмешательством общества в личную жизнь. В конце 19 столетия в Великобритании и США идеи Милля и его предшественников стали идеологической основой либеральных реформ в образовании, социальном обеспечении, судебно-исправительной системе и правовой защиты личной жизни. ПРОЕКТЫ ЛИБЕРАЛЬНЫХ РЕФОРМ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ Выдающийся азербайджанский философ, просветитель, драматург Мирза Фатали Ахундзаде (1812-1878) по праву считается зачинателем модернизма, либеральной традиции и современной литературы на всем мусульманском Востоке. Юный Мирза Фатали получил в семье хорошее восточное образование (знание арабского, персидского, чтение Корана). В 1832 году в Гяндже он поступает в медресе, однако близко познакомившись с тогдашним религиозным образованием, он решает оставить карьеру священнослужителя и на следующий год поступает в русско-азербайджанское училище в городе Шеки. В 1834 Ахундзаде переезжает в Тифлис и поступает на службу в канцелярию Кавказского губернатора в качестве переводчика с восточных языков, где он и проработал до самой смерти. В Тифлиси Ахундзаде серьезно занимается самообразованием, знакомится с трудами Гераклита, Аристотеля, Коперника, Ньютона, Вольтера, Монтескье. Ахундзаде анализирует труды современных европейских философов — Бентама, Милля, Ренана. Большое воздействие на его мировоз­зрение оказывает круг прогрессивных интеллектуалов сформировавшийся в тогдашнем Тбилиси. Ахундзаде служит Российской империи, но все его мысли и заботы связаны с родным ему мусульманским Востоком. Отсталость этого региона, его закрытость для мировых прогрессивных веяний, религиозный фанатизм, деспотические порядки в восточном государстве, обществе, семье вызывают отчаяние Ахундзаде, которое читается в его глубоких и эмоциональных эссе. С 1850 по 1856 годы Ахундзаде пишет шесть театральных пьес, в которых обличает феодальные порядки и авторитаризм традиционного мусульманского общества, выступает против предрас­судков. В 1857 году он пишет свою знаменитую повесть “Обманутые звезды”, заложив, так и не продолженную у нас традицию политического романа. В 1865 году Ахундзаде завершает работу над свои главным философским трактатом “Тремя письмами индийского принца Камал уд-Дауле…”[1], в котором представлен блестящий анализ проблем тогдашнего восточного общества и предложены пути по выходу из кризиса, охва­тившего все сферы жизни мусульманских стран. Идеи Ахундзаде о модернизации, правах человека, равноправии женщин, конституционной реформе, реформе религиозной практики, реформе алфавита не были поддержаны современ­никами. Проекты его реформ настолько опередили свое время, что остаются актуальными и сегодня. К сожалению, мало кому из последующих азербайджанских мыслителей и политических идеологов в своих трудах и практике удалось подняться на его уровень; возможно причиной тому стал 70 летний коммуни­стический режим, надолго отбросивший интеллектуальное развитие в стране. Рационализм и либерализм Ахундзаде и по сей день подвергаются нещадной критике сторонниками “своего особого пути развития”. На большом стенде с его портретом, установленном у въезда в его родной город Шеки приведены великие слова Мирза Фатали: “Я друг всего человечества”. Сказать эту фразу требует мужества и сегодня. МИРЗА ФАТАЛИ АХУНДЗАДЕ Против тирании и мракобесия (1863-75) О ПОЛОЖЕНИИ ДЕЛ В ВОСТОЧНЫХ СТРАНАХ …В Персии почти на каждом шагу встречаются развалины опустошенных деревень, города находятся в жалком виде с узкими беспорядочными улицами и воздухом, зараженным миазмами от кладбищ, находящихся, среди городов и на дорогах. Это зло допускается правительством по требованию духовенства, которое вменяет правоверным в обязанность останавливаться на минуту перед каждым кладбищем и прочитать в видах спасения душ покойников несколько арабских слов, называемых "фатихе". Многие из мусульман, персияне ли они или турки, носят часы; когда (по какой-нибудь надобности) спросишь кого-либо из таких мусульман, который час, то он, прежде чем ответствовать на вопрос, спрашивает тебя, когда бывает закат солнца? Подобный вопрос, естественно, ставит тебя в тупик; черт знает, когда бывает закат солнца. Кто может экспромтом припомнить это? Час солнечного заката переменчив, смотря по времени года и географическому положению местности. Тут начинаются с обеих сторон несносные догадки, и, наконец, ты получаешь следующий неверный ответ: до заката солнца остается 4 часа и 27 минут. Тут сам соображай, хоть лопни, который же час должен быть это? Разумеется, экспромтом, без. особенного размышления, ты не можешь решить такой вопрос и в досаде замечаешь своему товарищу с гримасой на лице, выражающей душевное раздражение: "Зачем вы не заводите часов по манере европейцев, от полудня до полудня?" На это ты получаешь следующий ответ, высказываемый в тоне упрека: "Как вы решаетесь нам советовать подражать гяурам?" "Как же вы подражаете им в ношении очков, - возражаешь ему, - ведь изобретение и ношение очков тоже выдумано этими презренными гяурами, однако вы с удовольствием пользуетесь их изобретением и подражаете им в ношении очков?" Здесь уж вместо возражения следует молчание. Вот до какой степени оглупел этот народ под влиянием исламизма… По части судопроизводства существует величайший беспорядок; не существует никаких положительно определенных узаконении и однообразия по этой части; так, например, если кто-нибудь обидит другого ударом в лицо, то обиженный не знает, к какой власти он должен обратиться с жалобой. Одни идут к муштеиду, другие — к шейх-уль-исламу, третьи-к имаму Джуме (потому что с самого начала ислама до сих пор в Персии существует безобразное теократическое правление), четвертые - к базарному приставу даруге, пятые — к полицмейстеру, шестые — к какому-нибудь принцу; и один из этих лиц приговаривает обидчика к денежному штрафу, другой - к палочным ударам по пяткам, третий — совсем оставляет его без наказания, разумеется, не без причин, четвертый — сажает его под арест, пятый — увольняет с должности, если он должностное лицо, шестой — ходатайствует за него пред высшим правительством также не без причины, и даже рассказывают, что обидчик иногда в возмездие за ущерб полученный им от жалобы обиженного получает от верховного правительства по ходатайству своего патрона еще почетный кафтан. Одним словом, нет никакого уложения для общего руководства, в котором против всякого рода преступления ясно была бы определена мера наказания… Во Франции и Англии запрещается бить и мучить даже животных, а в Персии, напротив того, нередко по повелению деспота кладут ноги важных сановников в машину, называемую фелакке, и наказывают их палочными ударами по пятам, а через несколько времени из этих же обесчещен­ных сановников избирают министров главнокомандующих и требуют от них преданности и верности! Между тем натура этих же обесчещенных сановников от влияния деспотического образа правления до того развращена низостью, рабством и отсутствием амбиции, что телесное наказание они отнюдь не считают за посрамление и после подобного наказания и срама еще ищут удовольствия и приятности в жизни. В Персии до сих пор еще не понимают, что при воспитании детей наказывать их палками и пощечинами — значит портить их нравственность, делать их низкими и подлыми, заглушать в них врожденные добрые качества и порождать в них трусость и лживость. В Персии нет ни одной школы, где бы глупый содержатель ее не имел у себя проклятой машины фелакке для наказания детей парками по пятам! Странно еще и то, что невежественный родитель дитяти при отдаче его в школу обращается к содержателю со следующими словами в присутствии самого же дитяти: "Господин учитель! Я поручаю тебе своего сына для воспитания, мясо его принадлежит тебе, а кости мне, воспитывай его как следует". Учитель же обыкновенно отвечает: "Будь покоен — палки и фелакке всегда будут перед его глазами. .." После подобного воспитания какого же можно ожидать от детей благородства, чувства чести и умственного развития в зрелых летах! Еще страшнее то, что министр народного просвещения, называемый в Персии визир-ул-улама, совершенно равнодушен к этому обычаю и нисколько не думает запретить его содержателям школ. ПРОТИВ ТИРАНИИ Провинциями по большей части управляют невежественные принцы, не имеющие никакого познания; пред ними народ в позорном рабстве выражает чувство преданности по следующему этикету. Они заседают на верху присутственной залы, а подданные без различия звания и сословий все стоят пред ними, скрестивши руки на груди, и ждут их повелений, чуть только они откроют рот и вымолвят какое-нибудь слово, со всех сторон голоса одобрений повышаются и повторяются. Во время же шествия принцев по улицам толпа грубых феррашей предшествует им и отгоняет проходящих с дороги грозным кликом: "Буревид, буревид!" (Уходите, уходите прочь!). Если какой-нибудь несчастный прохожий по оплошности не успеет вовремя отойти с дороги, то он неминуемо попадет под удары дубин неумолимых феррашей. Тупоумный народ, лишенный здравого рассудка под влиянием деспотизма и суеверия, решительно не в состоянии понять, почему эти особы, равные с ним в человеческом организме, не имеющие подобно ему ни познания, ни личного достоинства и стоящие в отношении нравственности гораздо ниже его, пользуются такой привилегией, что он должен посторониться с дороги во время их шествия, тогда как его присутствие среди дороги нисколько не мешает их проходу. Разве только потому, что они по милости случая родились от высоко-сановных родителей! [Народ] также не понимает, что именно дает им право на такое преимущество? Защищают ли они его жизнь и собственность? Нет. Охраняют ли они границы его отечества от врагов? Нет. Освобождают ли они его детей от рабства у туркменского племени? Нет. Воспитывают ли они его юношество обоего пола? Нет. Учреждают ли они для него больницы? Нет. Открывают ли они для его детей школы? Нет. Покровительствуют ли они его торговле и промышленности? Нет. Благодаря их участию пользуется ли он почетом в иностранных землях? Нет. Благодаря их покровительству обезопасен ли он на своей родине от злобы злых людей? Нет. Наконец, выведен ли он благодаря им из положения страшного убожества? Нет. В таком случае к чему же они способны? О! Об этом не беспокойся, они очень способны только к различным насилиям; например, если народ случайно отыщет в собственной земле сколько-нибудь золота или серебра, то они тотчас отнимут их у него; если народ дерзнет возражать против какого-нибудь их произвола, то они подвергают его страшным истязаниям и мучениям и т. п. О народ персидский! Если бы вкусил сладость свободы, если бы ты был сведущ о правах человечества, то никогда не согласился бы на подобное позорное рабство, в котором теперь находишься; ты стремился бы к прогрессу, к наукам, учредил бы у себя масонство, клубы, митинги, сеймы и отыскал бы все возможные средства, ведущие к единодушию и единомыслию, и, наконец, освободил бы себя от деспотического гнета; ты числом и средством в сто раз превосходишь деспота и тиранов, тебе недостает только единодушия и единомыслия Если бы этот недостаток устранился у тебя, то ты легко подумал бы о себе и освободил бы себя не только от оков деспота, но и от уз нелепых религиозных убеждений. Прочность династии обусловливается образованностью нации и освобождением ее от суеверия. Падишах сам должен содействовать учреждению масонства в своем государстве, открытию общественных собраний, приисканию всевозможных средств для просвещения своего народа; он должен соединиться с ним в чувствах и мыслях и не считать государство своею исключительною собственностью, а признать себя только поверенным нации для управления ею и ее отечеством и с участием ее устанавливать законы, основать парламенты, во всех своих действиях руководствоваться законами и не иметь права ни на какой произвольный поступок, то есть он должен вступить на путь прогресса и шагнуть в круг цивилизации. О РЕФОРМАХ РЕЛИГИОЗНОЙ ПРАКТИКЕ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВЕ Любезнейший брат! Ты должен знать, что всякая религия заключает в себе три предмета: веру, богослужение и нравственность. Главная цель всякой религии есть последний предмет, а два первые суть только средство для их приобретения. Во многих частях Европы [и Нового Света] науки и образование служат еще более надежнейшим средством к приобретению чистейшей нравственности; следовательно, тут совершенно исчезает необходимость в вере и богослужении. Но в Азии науки и образование не существуют, а потому первые два предмета, именно вера и богослужение, приобрели уже столько бесчисленных различных разветвлений, что самая главная цель религии - нравственность - совершенно забыта чрез них и дорога к наукам и образованию совершенно заграждена ими… Письма Кемал-уд-Дауле (1863) * * * …Всякая религия слагается из веры, культа и морали. Основной целью религий является мораль. Вера и культ считаются вспомогательными по отношению к ней условиями. Мы должны иметь в виду такое воображаемое существо, которое обладало бы самой прекрасной моралью, величием, красотой, мощью, великодушием, стойкостью и было достойно поклонения и обожания, чтобы мы также старались приблизить себя к нему в моральном отношении и называли бы такое существо богом всей земли и творцом вселенной. Имея в виду такую личность и считая ее достойной поклонения и обожания, мы должны исполнять ритуалы поклонения и обожания, как-то: намазы, посты, паломничества, зякаты и т. д. После того как мы будем иметь в виду подобное существо и совершать церемониальные обряды в его честь, мы должны надеяться на его милость, страшиться его гнева и подражать его прекрасной морали. И поэтому мы не должны допускать никакого греха, чтобы быть достойными его милосердия и не подвергать себя его гневу. В случае же если мы найдем средство обладать прекрасной моралью, не имея в виду существа, достойного поклонения и обожания, то тогда отпадет необходимость и во второстепенных условиях религии - в вере и в культе. Пока же не найдено такое средство, то и оба второстепенных условия не отделятся от основного вопроса, то есть от цели, состоящей из прекрасной морали; если они отделятся, то не будет достигнута основная цель. Распространение наук в большинстве стран Европы и Нового Света избавило людей от второстепенных условий всякой религии - от верования и богослужений во имя приобщения к прекрасной морали. Однако в Азии науки не получили распространения, и поэтому здесь сохраняются указанные условия как средства приобщения к прекрасной морали, являющейся единственным смыслом всякой религии, - одно из непременных религиозных предписаний. Истолкование и подробности вопросов в беседах с Мелкум ханом (1872) * * * МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС ЛИБЕРАЛА Люди имеют семь обязанностей. Если человек выполняет все эти обязанности, то он считается полноценным человеком, если выполняет только часть их, то считается неполноценным; если же он не выполняет ни одной из этих семи обязанностей, то выходит из сферы человечества и входит в сферу собственно животного мира. Первая обязанность состоит в том, чтобы человек избегал дурных поступков. Вторая обязанность его - творить добро. Третья обязанность бороться с угнетением. Четвертая - жить в обществе в союзе со своими собратьями. Пятая обязанность - следовать науке. Шестая - стремиться всюду распространять науку. Седьмая обязанность заключается в том, чтобы человек по мере своих сил и возможностей вел борьбу в защиту законов и прав в союзном ему обществе среди своих соотечественников и единомышленников. Истолкование и подробности вопросов в беседах с Мелкум ханом (1872) * * * О КОНСТИТУЦИИ И ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА "Ек-кельме" я прочитал с начала до конца. Незаменимая книга, хороший сувенир, полезное наставление, но написано для вымершей нации. Разве кто-нибудь в Иране прислушивается к наставлениям? Раньше и в Европе предполагали наставлять угнетателя для предотвращения его тирании, но пришли к заключению, что нотация не оказывает никакого действия на характер угнетателя! Поэтому сама нация путем преодоления тормоза религии начала развиваться в науках, осознала пользу единодушия и, сплотившись воедино, обратилась к угнетателю со словами: "Удались из сферы государства и правительства". Затем сама нация создала для всеобщего управления и отправления правосудия конституцию, о которой говорится в Вашей книге. А разве ваша нация способна сказать тирану: "Удались из сферы государства и правительства?" Никогда! Далее, Вы, касаясь вопроса справедливого правления, опираетесь на повеления шариата. Очень хорошо. Посмотрим, представляет ли собою сам шариат источник справедливости или нет? Если шариат действительно является источником справедливости, то в процессах судебных он должен применять главную основу конституции, заключающую в себе равенство в правах. Но неужели принцип равенства в правах относится исключительно к мужскому полу. На каком основании шариат, опираясь на стихи Корана "хиджаб", осуждает женщин на вечное угнетение, делает их несчастными на всю жизнь, лишает их жизненных благ? Если шариат является источником справедливости, то он должен соблюдать третью основу конституции, заключающуюся в свободе личности. В таком случае, почему же шариат допускает куплю и продажу невольников и невольниц из язычников и политеистов и даже после перехода их в мусульманство? Разве эти действия не есть явное угнетение, разве они не противоречат свободе? Раньше и в Европе христиане, опираясь на разрешение Библии, допускали куплю и продажу невольников и невольниц из язычников и политеистов и говорили, что Моисей считает допустимым, даже обязательным, куплю и продажу язычников и политеистов. Но англичане, подняв голову, сказали, что Моисей не понимал того, что язычники и политеисты в человечестве являются также нашими братьями По различию убеждений нельзя лишать род человеческий прав свободы. Поэтому они строго воспретили куплю и продажу невольников и невольниц по всем углам Старого и Нового Света. Даже недавно первым условием соглашения, заключенного Россией с узбеками в Хиве, стоял вопрос о прекращении купли и продажи невольников и невольниц и вопрос о воспрещении смертной казни. ...Во имя соблюдения имущественного обеспечения отдельных лиц шариат применяет закон: "Отрубите руки у вора и воровки" хотя бы даже за кражу четверти динара4. Известно, что вор совершает кражу, так как сам не добывает средств существования. С отрубленной рукой он становится вовсе не способным к приобретению жизненных средств и вынужден или вновь взяться за воровство, или умереть с голоду. Итак, рубить руки в сущности представляет из себя некоторый вид убиения личности. Если же в наказание за кражу четверти динара не отрубят у вора руки, а подвергнут его какому-нибудь другому наказанию, то, возможно, он раскается, приспособится к зарабатыванию средств пропитания и воспользуется таким образом своей жизнью. На свете нет блага, равного жизни, и она не должна быть отнята во имя какой бы то ни было справедливости по мелочным поводам. Изречение шариата как источника справедливости "Не убивайте никого, ибо это не дозволено богом" очень хорошее. Но что означает заключительная часть этого изречения - "кроме случаев по праву"? Предположим, что я победил какого-нибудь язычника. Согласно требованию этого стиха Корана: "Убивайте язычников везде, где их найдете", я должен его убить. Разве это не тирания, и не противоречит ли это 4-й основе конституции относительно неприкосновенности личности?Если богоотступничество язычника противно богу, то пусть он пришлет своего архангела Азраила и через него отнимет душу грешника, зачем же возлагать на меня гнусную роль палача и моей рукой проливать кровь невинного человека? Словом, лишение жизни, отрезание частей тела и бичевание составляют обычаи варваров и дикарей, не подобающие достоинству божества. Для наказания преступников и обеспечения спокойствия среди людей в Европе практикуются совершенно иные меры, ибо исследованиями английских философов доказано, что лишение жизни в наказание за убийство не только не прекращает подобного рода преступлений, но даже и не уменьшает таковых. Таким образом, убиение преступника является совершенно излишним, непрочным и не достигающим цели. Поэтому философы не думают, что это наказание может служить для успокоения людей и способствовать прекращению или уменьшению подобного рода преступлений; поэтому в Европе очень редко встречается присуждение виновного к смертной казни. Критика «Ек-Кельме» 1875 * * * О СВЯЗИ ПРОГРЕССА СО СВОБОДОЙ Английский философ Джон Стюарт Милль, объясняя, что такое свобода, в своем произведении пишет: Человек есть одна из разновидностей животного мира, постоянно стремящаяся к прогрессу, а прогресс немыслим без свободы мышления. Результат нашего прогресса в наш век принято называть цивилизацией. Цивилизация - это понятие общее, и в его содержание вкладывается все: искусство, науки, величие государства, благополучие нации и другие достижения культуры. Поэтому подобный прогресс может иметь место лишь тогда, когда индивидуумы общества в процессе своего мышления не будут чувствовать зависимости: пусть каждый индивидуум высказывает то, что он думает, и делает то, к чему у него есть влечение, что он умеет делать. Если его слова и дела получат оправдание в глазах других индивидуумов общества и будут восприняты ими, то последние извлекут из них пользу. Если же этого не случится, то его несостоятельность кто-нибудь поймет и объяснит ему. Вот этот метод и - называется критикой. Если будет иметь место свобода мысли, то польза критики будет заключаться в том, что в результате столкновения мнений и мыслей постепенно будет выявляться, правда и в области культуры возникнет прогресс. Если общество не даст своим отдельным индивидуумам свободы мысли и потребует от них, чтобы они замкнулись, в рамках всего того, что унаследовано от прадедов и установок, данных духовными руководителями, если общество воспретит им искать приложения своего ума в делах культурных, то тогда индивидуумы превратятся в автоматов, которые, не прилагая собственного ума, своего соображения, по трафарету будут сеять, собирать урожай и отправлять другие функции. Они превратятся в мельничных лошадей: с утра двигаясь по определенному кругу и в положенный час поев свой ячмень и саман, выпив воду, успокоятся. Джон Стюарт Милль, «О Свободе» (1873) * * * РАЗЪЯСНЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ТЕРМИНОВ И ИМЕН В процессе переписывания "Писем" с оригинала был обнаружен целый ряд слов, имеющихся в европейских языках и трудно .поддающихся правильному переводу на языки мусульманских народов. И поэтому переписчик "Писем" написал эти слова, как они есть, только арабским шрифтом. Именно по этой причине понадобилось поместить разъяснение этих слов вначале, с тем чтобы читатели были осведомлены относительно их значений. Деспот - так называют того правителя, который в своих действиях не подчиняется никаким законам и не соблюдает их, безгранично властвует над имуществом и жизнью народа, всегда поступает так, как ему заблагорассудится. Народные массы, находящиеся под властью таких правителей, превратившись в подлых и презренных рабов, полностью лишаются всяческой свободы и человеческих прав. Слово "деспотизм" может быть верно выражено арабским словом "истибдад". У арабов есть даже такая поговорка: "Всякий, кто будет действовать по своему произволу, непременно погибнет". Цивилизация - означает высвобождение народа из состояния невежества и дикости, приобретение необходимых познаний в бытовых делах, овладение научными знаниями и успехи разума в области промышленности, а также в моральной и духовной жизни, наконец, возможно более высокую ступень в различных областях культуры. Фанатик - лицо, которое настолько привязано к религиозному учению или же настолько сильно переживает национально-религиозную нетерпимость, что питает острую вражду и ненависть к тем, кто противоречит его религии и\и не принадлежит к его нации, кто не упускает удобного случая посягать на имущество, жизнь и честь этих людей и вовсе не допускает их помилования. Революция - так называется событие, когда народ, доведенный до отчаяния противозаконными действиями деспотического и жестокого правителя, объединяется, восстает и свергает угнетателя. А затем он создает законы и претворяет их в жизнь в целях обеспечения своего спокойствия и счастья. Или же, когда народ, поняв пустоту своих прежних религиозных воззрений, выступает против духовных лиц и на основании указаний философов избирает и принимает для себя разумную новую религию. Прогресс - это такое состояние общества, когда народ, будучи сторонником постоянного движения вперед и развития в науке, промышленности, во взглядах и пр., неустанно трудится, для того чтобы избавиться от пережитков невежества и варварства. Патриот - так называется человек, который ради любви к родине и народу не пощадит своей жизни, трудится во имя свободы и благосостояния своего отечества и народа и готов на этом пути переносить всякие мучения и страдания... Политика - так называются все дела, связанные с государственным управлением и управлением страной, учитывающие интересы и полномочия государства и страны, а также наука о них. Протестантизм - вера, согласно которой всецело устраняются божественное право и обязанности рабов божьих и предполагается только человеческое право. Либерал - так называется человек, который совершенно свободен в своих воззрениях, вовсе не обращает внимания на религиозные устрашения, нисколько не замечает и не вверит уму непостижимым, сверхъестественным вещам, если даже подавляющее большинство живущих на земле людей, собравшись, будет свидетельствовать об истинности последних и если даже исторические книги будут наполнены тысячами повествований по этому поводу. В то же время название "либерал" дается также тем людям, которые в государственных делах обладают мудрыми взглядами и свободны в своих поступках. Парламент - это учреждение, состоящее из двух палат. В одной из палат собираются и ведут заседания представители низших сословий, а в другой - представители высших слоев общества. Все государственные законы составляют в первой палате и передаются на обсуждение второй палате. Утвержденные обеими палатами Законы приобретают исполнительную силу после подписания их монархом. Монарх не имеет никакого права выступать против этих законов. Письма Кема-уд-Довле (1863) (Продолжение следует) -------------------------------------------------------------------------------- [1] С целью улучшения восприятия текста, мы позволили себе осовременить язык приведенных отрывков из произведений Ахундзаде — ред

Ким кимдир? Who is Who?Добавить персону