Журнал Ҳаракат №4 (15) 1998. Инсон хукуклари
Наманганда инсон хукукларининг бузилишига оид фактлар.
Намангон хукук химоячиларининг улкан мехнати туфайли яратилиб, жуда куп миллий ва халкаро ташкилотларга етиб борган бу хужжатнинг биринчи кисмини оргинал шаклида укувчиларимизнинг хукмига хавола килаётибмиз. Уни укиётганлар янглишиб юрмасинлар, бу ерда ёзилган вокеалар советлар даврининг 37 йилларига эмас, мустакил Узбекистоннинг хозирги кунларига оид. Тахририят -------------------------------------------------------------------------------- НАМАНГАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КОМИТЕТА ЗАЩИТЫ ПРАВ ЛИЧНОСТИ УЗБЕКИСТАНА НАМАНГАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА УЗБЕКИСТАНА ФАКТЫ И АРГУМЕНТЫ О НАРУШЕНИЯХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В УЗБЕКИСТАНЕ НА ПРИМЕРЕ НАМАНГАНСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД С СЕНТЯБРЯ 1996 года по АВГУСТ 1998. -------------------------------------------------------------------------------- ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА НЕТЕРПИМОСТИ К МУСУЛЬМАНАМ. Почему принята новая редакция Закона "О свободе совести..."? Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистана принят и 1 мая 1998 года введен в действие за подписью председателя Олий Мажлис Э.Халилова "Закон Республики Узбекистан о свободе совести и религиозных организациях(новая редакция)".. Статья 5 "Отделение религии от государства" этого Закона гласит: "В Республике Узбекистан не допускается создание и деятелность политических партий и общественных движений по религиозному признаку, а также филиалов и отделений религиозных партий, создаваемых вне республики. ...Запрещается действия, направленные на обращение верующих одних конфессий в другие (прозелитизм), а также любая другая миссионерская деятелность. Лица, виновные в нарушении этого правила несут ответственность, установленную законодательством... Любые попытки оказывать давление на органы государственной власти управления, должностных лиц, а также нелегалная религиозная деятелность пресекаются законом". В Законе УзССР "О свободе совести и религиозных организациях", подписанного Президентом И.Каримовым, от 14 июня 1991 года читаем: "...Религиозные организации вправе участвовать в общественной жизни. Служители религиозных организаций имеют право на участие в политической жизни на равне со всеми гражданами...". Ст. 6 этого же Закона гласит: "...Религиозные организации, имеющие, зарегистрированные в установленном порядке уставы, положения, вправе в соответствии со своими установленными положениями создавать для религиозного образования взрослых и детей учебные заведения и группы, а также проводить обучение в иных формах, используя для этого принадлежащие и предоставленные им в пользование помещения..." Ст. 3 (новая редакция): "...Не допускается вовлечение несовершеннолетных в религиозные организации, а также обучение их религии вопреки их воле, воле родителей или лиц, их заменяющих...". Правительство Узбекистана закрывает мусульманские молебенные дома - мечети (на примере города Намангана) Город Наманган - административный центр одноименной области, где проживает более 1 миллиона 880 тысяч человек, расположенной в Ферганской долине. Он является одним из самых густонаселенных городов Узбекистана, имея более 450 тысяч населения. Более 90% жителей города тюркоязычные - узбеки. Наманган - древнейший центр исламской религии - ханифитов. Даже в годы режима СССР Наманганские ученые исламисты занимали ведущие посты в религиозных учреждениях Бухары и Ташкента, работали имамами в крупнейших мечетях Центральной Азии. Эти факты признаны всеми мусульманскими жителями Узбекистана. С уверенностью можно сказать, что Наманган и сегодня является центром Ислама в СНГ. Поэтому в период перестройки в 1990-92 годах волей населения города, без экономической помощи государства, были воздвигнуты сотни мечетей на местах старых мечетей. Их число в г. Намангане в 1997 году достигло 270, а по всей области - более 690. При советской власти (по состоянию на 1 января 1987 г.) в Наманганской области, при населении 1,4 миллиона человек, было всего 3 действующих мечети, а до октябрского переворота большевиков их было более 400 при населении 180 тысяч человек. Из 18 крупных мечетей в одном только Атауллахон в годы перестройки произведены крупные реставрационные работы. В годы советской власти на территории этой мечети и в самой мечети распологался винодельческий завод. В 1990 году вся территория была возвращена мечети. Строительные работы велись на расширенной территории. Источники финансирования реставрации и расширения остались неизвестными. Были слухи о том, что в финансировании участвовали как некоторые состоятелные люди из области, так и зарубежные миссионеры. Такой же реставрации с большим размахом подверглась ранее закрытая мечеть Ходжа Амин. В обеих мечетях строителство общежитий (худжра) в настоящее время приостановлены в незавершенном виде и имеют полузаброшенный вид. Крупная джоме мечеть (соборная мечеть) была воздвигнута в новом массиве Нуробод. Руководил строительством религиозный руководитель Ферганской долины наманганец Абдурауф Гафуров, который в настоящее время находится в заключении (осужден по ст.248, ч.1 "Незаконное владение ...боевыми припасами..." и по ст.276, ч.1 "Незаконное... хранение... наркотических веществ..." УК РУз). Хокимият города Намангана также руководил строительством новой мечети "Мулло Бозор Охунд", находящейся близ могилы религиозного деятеля, именем которого названа мечеть. Активными руководителями при строительстве этой мечети были хоким города А.Икромов, хоким области Б.Гапиралиев, ряд руководителей предприятий области. Источником финанси-рования явился сбор средств и материалов от населения. Строительство завершено в 1995 году. Заметим, что заместитель хокима области, депутат Олий Мажлиса, бывший кандидат на пост хокима области Х.Хашимов был снят с должности в 1998 году за строительство крупной мечети в северной части Намангана за счет средств сельско-водного хозяйства. * * * В 1990 году в мечети "Атауллохон" наблюдалось появление приверженцев нового толка ислама, который имеет некоторые отличия от традиционного толкования при совершении намаза и других религиозных обрядов. Их нельзя назвать ни ваххабистами, ни шиитами, ни ханифитами. Мечеть был открыть любому посетителю. Приверженцы обеих течений сосуществовали мирно. Однако, в большинстве мечетей не разрешали совершать намаз приверженцам нового толка. В 1991 году даже наблюдались противостояние с вовлечением тысяч граждан города, которые собирались у ворот мечети "Атауллохон". По некоторым непроверенным информациям новое течение исламистов в мечети "Атауллохон" и других мечетях было организовано при помощи КГБ СССР в целях разделения верующих на два враждующих лагеря. * * * В 1996-97 годах в Намангане был совершен ряд убийств, в том числе и работников правоохранителных органов. Убийства совершались без свидетелей, таинственно. Все это показали семь уголовных дел, рассмотренных судами, проходившие в мае-июле месяцы 1998 года. С декабря 1997 года по январь 1998 года в Намангане были арестованы сотни людей под предлогом незаконного хранения боеприпасов и наркотических веществ. При обысках "обнаруживались" в среднем 5 - 6 пул, 5 - 10 грамм наркотиков, и только в одном случае был "найден" обрез (короткоствольное ружье). Наши наблюдения показывают, что эти способы ареста применяются с 1993 года, однако с тех пор не был найден источник распространения боеприпасов или случаи обнаружения партий оружия или патронов в ящиках. Эти и другие вопиющие факты нарушения норм уголовно-проcессуального кодекса при обыске, изъкятии, судебных разбирательств доказывают, что правоохранительные органы ложно иниcпирируют нахождение боеприпасов и наркотиков, и таким образом предъявляют сфабрикованные обвинения. Цель - отправить в заключение религиозных и независимых граждан Намангана. Вторым этапом наступления на религиозных граждан Намангана стало запрещение правительством и Духовным управлением мусульман использование звукоусиливающих устройств в мечетях. Об этом был зачитан приказ № 6 муфтия Духовного управления Абдурашида Бахромова от 8 января 1998 года. Эта акция была приурочена к мусульманскому посту - Рамадан. Третьим этапом наступления правительства на мусульман явился принятие нового "Закона о свободе совести и религиозных организациях". Хотя Законом отведен трехмесячный период (с 15 мая по 15 июля 1998 г.) для перерегистрации всех действующих мечетей в органах юстиции Узбекистана, хокимияты и другие государственные и негосударственные организации объявили о досрочном закрытии многих мечетей. * * * Недавно проходила аттестации председателей махаллинских комитетов (МК -кварткомы с населением 10000 человек), где шел разговор о закрытии мечетей. Основным условием работы человека на данном посту - это давление на мусульман и этим оценивается качество работы председателя МК. 22 председателя МК не смогли пройти аттестацию - по-видимому, экзаменаторам из хокимията и спецслужб они показались не надежными. Полное отсутствие выборности председателей МК (даже при советской власти председатели кварткомов избирались на основе альтернативных выборов на собрании жителей жилого района) и назначение их хокимиятами исключает демократизм при решении всех вопросов, в том числепри учете волеизъявления религиозных граждан. * * * Наибольшим интересом у населения Намангана пользуются исполнение хаджа, посещение святынь Ислама - Мекки и Медины. Ежегодно заявки наманганцев не удовлетворяются правительством Республики и на половину. Поэтому почти половина совершавших хадж убывает через Киргизию, Турцию, Россию и другие страны. Для ограничения числа таких случаев, правительством установлен лимит для массового выезда в хадж и приняты законы, запрещающие самовольный выезд для хаджа в виде туристов. * * * Кабинет Министров Республики Узбекистан 20 мая 1998 года своим Постановлением за № 263 выпустил документ "О порядке проведения регистрации религиозных организаций в Республике Узбекистан". Этот документ, выпущенный на 50 дней позже "Закона о свободе совести и религиозных организаций" практически сводит на нет старания малых и средних религиозных центров и мечетей на прохождение государственной регистрации в Минюсте РУз. Исполнительная власть - Кабинет Министров за подписью премьер-министра У.Султанова практически вводя серьезные поправки к "Закону о свободе совести..." отбирает законодательное право у Олий Мажлис, что неприемлемо в демократических государствах. Данное Постановление № 263, датированное 20-ым июнем, дошедшее до потребителя фактически только лишь 1 июля 1998 года и неопубликованное в средствах массовой информации, оставляет срок для регистрации мечетей и других религиозных учреждений 45 дней после его опубликования, т.е. 15 августа 1998 года. До 1 июля 1998 года на местах регистрация религиозных учреждений не было начато. Например, несмотря на неоднократные обращения граждан заместителю Наманганского областного управления юстиции Абдуллаеву Худойберди и специалисту Ибрагимову Хакимжону, главу религиозного управления мусульман г.Намангана Акилхонову Хорунхону, представителю Духовного управления мусульман Республики Узбекистана (ДУМ РУз) в Наманганской области Халилову Хайрулле, представителю отдела по делам религии Наманганского хокимията Муртазаханову Лутфулле, невожможно было получить какую-либо информаcию о порядке регистрации религиозных организаций и мечетей. Постановление № 263 от 20.06.98, состоящее из 18 страниц, включает следующие требования: Пункт 1. Установлен срок перерегистрации религиозных учреждений - до 15 августа 1998 года. Разъяснение данных правил поручено Минюсту. После 15 августа 1998 года считать приостановленным деятелность вновь незарегистрированых религиозных учреждений. Пункт 2. Для местных религиозных учреждений требуется нотариально заверенное заявление с подписью инициативной группы, состоящая из ста человек в возрасте не менее 18 лет, подлинник и нотариально заверенный протокол заседания, акт-декларация о денежных средствах, сбор за прохождение регистрации в размере не менее 50 минимальных окладов, сведения об учредителях, согласование руководства религиозного учреждения Комитетом по делам религии при Кабинете Министров Республики Узбекистан (КДР КМРУз), прохождение аттестации имама - религиозного учреждения с объязателным условием: наличие аттестата об окончании среднего или высшего духовного религиозного учебного заведения, согласование текста Устава религиозного учреждения в ДУМ РУз, почтовые и юридические адреса религиозного учреждения с заверением местного хокимията, санитарного и пожарного надзора и местных самоуправлений граждан в виде гарантийного письма, разрешение КДР КМРУз, согласование названия религиозного учреждения с местным хокимиятом. В случае не регистрации в органах юстиции в течении месячного срока может быть потребована повторная уплата сборов в 50 кратном размере минималной зарплаты. * * * Сейчас в Наманганской области, где проживает 1 миллион 880 тысяч человек, Наманганским отделом юстиции официально зарегистрированы 903 мечетей ханифитского толка и одна церковь христианской религии (т.е. зарегистрированы до известных декабрских событий). В самом городе Намангане зарегистрированных мечетей - 270. Если учесть, что к намазу мужчины приобщаются с 9 летнего возраста, то в среднем по области одна мечеть приходится на 800-1000 мужчин, в городе Намангане с населением 450 тысяч человек одна мечеть приходится на 650-700 мужчин. Много это или мало? Для сравнения: в г.Намангане почти сто лет тому назад было 11425 семьей, на которых приходилос 347 мечетей, 20 медресе, 35 читальных залов, 16 кладбищ, 5 бесплатных гостиниц, 74 мужских школ, 13 школ для девочек. В соответствии с "Законом о свободе совести..." по состоянию на 25 июля 1998 года по данным областного управления юстиции из 903 мечетей отобраны (т.е. закрыты) 476 мечетей как не соответствующие требованиям Постановления № 263 от 20 июня 1998 года Кабинета министров РУз. Для вновь регистрации из этих официально зарегистрированных организаций в соответствии с "Законом о свободе совести..." РУз от 14 июля 1998 года подали заявки всего 17 организаций, в том числе 3 из г.Намангана. Официально еще не прошла регистрацию ни одна организация. Хокими опережают закон. Хотя по новому закону вновь незарегистрированные мечети подлежат закрытию с 15 августа 1998 года, незаконопослушные, а во всем раболепные работники хокимиятов уже с января с.г. начали закрывать действующие мечети. Вот несколько примеров. 1) Мечеть "Ковунчи" (ул.Самаркандская, туп. 12, № 13) закрыта в январе. Там намечается открыть малое предприятие. 2) Мечеть "Исомиддин Аълам" (1-Пионерская ул., 1) закрыта накануне религиозного праздника Ийди-Курбан (6 апреля) сотрудниками милиции. По утверждениям некоторых официальных лиц мечеть будет превращена в Центр молодежи. 3) Мечеть "Ботирхон эшон" (ул. Наманганская) закрыта накануне мусульманского праздника Ийди-Курбан работниками милиции (6 апреля). 4) Мечеть "Хизбиоллох" (1-Пионерская ул., туп. 3, № 8) опечатана работниками милиции 6 апреля. 5) Мечеть махалли "Ривожия" (на пересечении улиц Ташкентская и Шохимардон, № 26) закрыта в апреле. 6) Мечеть "Атауллахон" (ул.Уйчинская) закрыта 20 февраля. На запрос Наманганских правозащитников зам.хокима города ответил, что на территории мечети будет располагаться средний исламский колледж. 7) В махалле "Шарк тонги" в июне закрыты пять мечетей: "Абузар", "Шокир Ахмад", "Козихона", "Тухтахужа эшон", "Кози гузари". 8) В махалле Хамза из пяти действующих мечетей закрыты четыре: "Абдугани Махдумкори", "Мулла Акрам кори", "Рустам хожи", "Имам Бурайрах". 9) В махалле "Тахтакуприк" закрыты следующие мечети: "Юсупбой хожи", "Мухаммадхон хожи". 10) В махалле Суфизода закрыты мечети: "Махмудхон тура" и "Хамидхон тура" еще в мае приказом № 10-1 облюстиции. 11) По махалле им.Носирбаева закрыты мечети: "Нур", "Хоки муборак", "М.Намангоний". 12) По махалле им.Ахунбабаева закрыты мечети: "Авлисхон эшон", "Абдурахмон охун", "Мулла Мансур". 13) В махаллях Ахсикент-1 и Ахсикент-2 закрыты мечети: "Мулла Ахмад кори", "Нур", "Баходир охун", "Суфи Оллоёр", "Баховуддин Накшбандий". 14) По махалле Маданий маориф: "Бузчи мозор", "Эшон Саид", "Мулла Шахобиддин", "Сабзикор". 15) По махалле Зарафшон: "Мулла Эргаш афанди", "Юсуфжон хожи", "Низом эшон", "Мамадали хожи", "Мухаммад Шариф", "Абрурайим хожи". 16) По махалле Ишчи: "Гариб", "Бойхонбой", "Афанди эшон", "Муродилло кори". 17) По махалле Обод: "Кубурбоши", "Отабой хожи". 18) По махалле Курашхона: "Абдураззок эшон", "Лаббай тогай", "Зокир шайх". 19) По махалле Исокчуян: "Рахматуллохон", "Абдулазизхон хожи", "Мулла Отабой", "Усмонхон тура", "Неъматилла халифа", "Мулла Фахриддин". Этот список можно продолжить. Как определили местные правозащитники, по состоянию на 16 августа 1998 г., когда истекает срок перерегистрации мечетей, подали заявление на регистрацию и зарегистрировались только 15 мечетей из действующих 270. Правозащитники побывали в 92 мечетей и завели по ним картотеку, куда занесены краткие характеристики махалли, мечетей, ответственных лиц, на основании каких документов закрыты мечети, в каких целях намечаются их исползовать в будущем и законность действий властей в этом направлении. Аресты, исчезновения. 23 мая 1998 года арестован Рустамов Билолхон - имам-хатиб крупнейшей мечети г. Намангана "Шейх Эшон". Как сообщает его старший брат Баходиров Валихон, сотрудники Наманганского областного управления внутренних дел (УВД) попросили его привести больного Билолхона, который находился на стационарном лечении в больнице "Облгаза", на очную встречу с другим имамом - Довудхоном Ортиковым, который находился в изоляторе временного содержания (ИВС) УВД. Обещали его быстро отпустить. Но когда Баходиров В. привел брата туда, его не отпустили. Когда Баходиров В. находился в УВД, ожидая выхода брата из очной ставки, вечером в 20-00 в дом Рустамова Б. (Туракурганский район, село Ахси, махалля Богишамол) прибыла группа оперативников милиции в нескольких микроавтобусах "Дамас" (более 20 чел.) и произвели обыск. За действиями сотрудников милиции наблюдали более ста сельчан, некоторым даже разрешили участвовать при обыске. Однако, по словам очевидcев, сотрудникам опергруппы уголовного розыска удалось подложить в проем над входной дверью охотничное ружье. Увидевшие ето люди закричали, они возмущались, проклинали правоохранительные органы за грязную работу. Местное население свидетельствует, что за домом Рустамова Б. наблюдали в течении месяца. 20 мая 1998 года был арестован имам-хатиб одной из крупнейших джоме-мечетей "Ходжа Амин" (г. Наманган, ул. Кузагарлик) Довудхон Ортиков. Его держали в ИВС в течении недели и отпустили. При обыске в его доме вечером (отслуживщие первую вечернюю молитву люди были очевидцами) "обнаружили" огнестрельное оружие, патроны и несколько граммов наркотического вещества. Ортиков Д. являлся неофициальным лидером при переговорах с местным хокимиятом и правоохранительными органами. Льюди знали его как непримиримого противника проваххабистского течения в исламе. Он организовал в 1990 году с Одилхон Хашимхоновым и Умархоном Бузрукхоновым наступление на мечеть "Атауллахон" с целью "покончить с ваххабистами". Умное решение имама мечети "Атауллахон" Абдулахада Банноева не оказывать сопротивление, находившейся вне территории мечети на главной улице города толпе из несколких тысяч людей, предотвратило кровопролитие. В конце мая Д.Ортиков выпущен на свободу. Исчез из своего поста имама-хатиба главной мечети Намангана "Атауллахон" Абдулахат Банноев. Эту мечеть власти считают оплотом ваххабитов. Банноев А. вместе с Рустамовым Б. является самым высокообразованным и културным духовным деятелем в Намангане. Для слушания его проповедей (амру-макруф) по пятницам люди прибывали не только со всех районов области, но и с других областей. Его проповеди обыкновенно собирали до 20 тысяч слушателей, которые располагались и на главной улице из-за нехватки мест в мечети. В пятницу к обеду на этой улиcе движение транспорта прекращалось. В дни декабрских событий заместитель министра внутренних дел Узбекистана его назвал "предателем", "продажником отчизны". В данное время его местонахождение неизвестно. Второй имам мечети "Атауллахон" Сайфиддинов Садриддин был арестован у себя дома 21 декабря 1997 в 17-00 вечера прибывшими в автомашинах "Дамас" 8 милиционерами. Они произвели обыск в его доме и в кувшине (офтоба) для омовения "нашли" 10 граммов наркотического вещества темно

Ким кимдир? Who is Who?Добавить персону