Журнал Ҳаракат №3 (18) 1999. Жамият муаммолари
Толиб Ёкуб - Узбекистонда дин эркинлиги тугрисида (русча)
О СВОБОДЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ Талиб Якуб Генеральный секретарь общества прав человека Узбекистане Сперва коротко об организации, которую я представляю. Она называется Общество Прав Человека Узбекистана (ОПЧУ). ОПЧУ - это неправительственная правозащитная организация, которая была создана в феврале 1992 года впервые не только в Узбекистане, но и во всей Центральной Азии. К сожалению она до сих пор не зарегистрирована Министерством юстиции Узбекистана. Так как понятие «права человека» чуждо природе всякого авторитарного режима, то отказ в регистрации нашей организации властями Узбекистана легко объясняется. Благодаря деятельности ОПЧУ мир впервые узнал о политзаключенных, которые появились в независимом Узбекистане, подавляющая часть из которых является верующие-мусульмане, пострадавщие из-за своих религиозных убеждений. Под нажимом мировой демократической общественности в октябре 1994 и в сентябре 1995 годов власти Узбекистана вынуждены были выпустить из тюрем около 20 политзаключенных, которые представляли ненасильственную светскую оппозицию. Недавно мы распространили список политзаключенных, узников совести, состоящий из 161 человека, среди которых немало верующих-мусульман. Многие тысячи таких узников сейчас томятся в тюрьмах и лагерях. Они содержатся в ужасающих условиях. По нашим данным только в одной колонии строгого режима УЯ 64/25 в Караулбазаре, где содержатся более 400 осужденных (около 40% от всего контингента заключенных), пострадавщих из-за своих религиозных убеждений, в течении двух месяцев (февраль-март 1999 г.) умерли 82, из них большинстово от туберкулёза. За последние 7 лет этим заключенным ни разу не была оказана медицинская помощь. Сейчас ислам в Узбекистане оказался в незавидном положении. Попытаюсь обяснить. Общеизвестно, что в советское время перед любой религией, в том числе и перед исламом, ставили непреодолимые преграды, религиозные учреждения находились под полным государственным контролем. Люди, отправляющие религиозные обряды, подвергались гонениям. О свободе вероисповедания не приходилось говорить. Благодаря так называемым «перестройке и гласности» Горбачева во всех регионах СССР, в том числе и в Узбекистане, поднялась мощная волна народных движений, в которых переплелись политические, религиозные и другие интересы. На огромной территории, на которой расположены центральноазиатские постсоветские государства и Казахстан, только в Узбекистане и Таджикистане и в советское время ислам сохранил свои небольшие позиции. С приходом относительной свободы во время «перестройки» в этих республиках можно было наблюдать заметный процесс приобщения людей к исламу несмотря на то, что коммунистический атеизм превратил советское общество в атеистическое. Несколько поколений советского народа родились и воспитывались в условиях атеизма и даже в традиционно исламских регионах они не имели представлений об исламе. По официальной статистике только 2% взрослого населения Узбекистана исповедовало ислам. Поэтому предоставленная свобода, в том числе и религиозная, окрылила людей, и в краткие сроки в Узбекистане были построены тысячи новых мечетей, с каждым годом росло число людей, приобщающихся к исламу. Если в советское время число людей-поломников, совершающих хадж исчислялось единицами, то начиная с 1990 года оно уже исчислялось тысячами. Однако, возвращение людей к исламу сильно перепугало руководство Узбекистана. Следует напомнить, что с уходом в историю коммунистического СССР в ряде вновь образованных государствах, в том числе и в Узбекистане, с государственного управления коммунисты не ушли. Напротив, в некоторых из них коммунисты укрепили свои позиции создав авторитарные режимы. Так произошло и в Узбекистане. Испугавшись роста влияния ислама на умы людей, руководство Узбекистана начало трубить на весь мир о возникновении в стране исламского фундаментализма, нагнетая страх среди населения. Почему переполошилось руководство страны видя рост ислама? Как известно, во время коммунистического правления для подавления воли народа, для его оболванивания, БОЛЬШАЯ ЛОЖЬ была возведена в ранг государственной политики. Проповеди крупных исламских ученых, таких как Абдували-кори Мирзаев, Обидхон-кори Назаров, Мухаммад Раджаб (и других) об истинной сути ислама, то есть об ненасильственном сопротивлении насилию, в том числе и насилию властей, стали приходить в противоречие с политикой властей. Люди больше и больше стали понимать коммунистическую суть политики правительства. Власти в свою очередь также поняли, что в лице верующих-мусульман они получают довольно сильную оппозицию, способную повлиять на избирателя во время выборов. Начиная с 1992 года многие сотни исламские ученые и наиболее передовые имамы мечетей были брошены в тюрьмы. Но это не приостановило приобщение людей к исламу и власти вознамерились нанести крупный удар по верующим. Репрессии начались сразу после президентских выборов, в начале 1992 года. Удар был нанесен не только по верующим, жестким репрессиям подверглась и светская оппозиция, такие организации как Народное движение «Бирлик», Демократическая партия «Эрк», «Адолат» (и другие). По данным правозащитников в 1992-93 годах только в одной Наманганской области были арестованы и осуждены более 4,5 тысяч человек. Спасаясь от арестов многие тысячи людей ушли в зарубеж, в основном в Афганистан. Они влились в ряды таджикских моджахедов, образовав зарубежом узбекскую вооруженную оппозицию во главе с Тахиром Юлдашевым. С уверенностью можно сказать, что вооруженная оппозиция - это продукт непродуманной, недальновидной, антиисламской политики руководства Узбекистана. Вторая волна репрессий началась в основном в конце 1997 года, хотя после первой волны они продолжались то усиливаясь, то ослабевая. Вторая волна репрессий по своим масштабам превосходит первую и продолжается по сей день. Она резко усилилась после трагических событий 16 февраля 1999 года. Сейчас арестовываются верующие не только в Ташкенте, но и в других регионах Узбекистана: в Хорезме, Кашкадарье, Джизаке и т.д. Властям Узбекистана, похоже, удалось убедить мировое сообщество, что, якобы, в Узбекистане существует некая исламская угроза построению демократического светского государства. Однако, многие вероятно недопонимают, что посткоммунистическое, а на самом деле коммунистическое по духу правительство Узбекистана само является основным противником демократических преобразований в обществе. Правительственных учреждений разъедает высокий уровень коррупции, взяточничества, в органах милиции, прокуратуры и судов властвует беспредел. Избавившись от московского диктата и становясь независимыми, власти Узбекистана развернули небывалое насилие над населением, оправдывая это необходимостью переходного периода, не готовностью народа к демократическим свободам. Таким образом, оценивая любую мирную деятельность светской оппозиции и верующих-мусульман как покушение на свою власть, руководство Узбекистана встречает их деятельность в штыки. Справившись к концу 1993 года со светской оппозицией власти все свою внимание направили на ислам. Основная цель при этом преследовалась следующая: направленными ударами изолировать от общества наиболее убежденную часть религиозных деятелей, нагнать страх на остальную часть верующих, установить полную государственную контроль над всеми религиозными организациями или ликвидировать их. Приведу пример. Принятие парламентом Узбекистана нового закона «О свободе совести и религиозных организациях» в мае 1998 года привело к тому, что только в Наманганской области были закрыты более 900 мечетей из 973. Эти мечети переданы госучреждениям или коммерческим структурам, хотя все они были построены на добровольные пожертвования населения. Сейчас, когда проходит это Совещание, посвященное свободе вероисповедания, в Узбекистане продолжаются массовые аресты верующих-мусульман, усилившиеся, как сказал я выше, после террористических актов 16 февраля. Примечательно то, что с первого дня после взрывов руководство Узбекистана, руководители силовых структур стали яростно обвинять верующих-мусульман во взрывах, тем самым создав ПРЕДУСТАНОВЛЕННОСТЬ в процесс предъявления обвинения. И поэтому сразу после взрывов начались аресты верующих. Есть предположение, что список предполагаемых арестуемых был составлен задолго до взрывов и он включал в себе несколько тысяч верующих только из Ташкента. Руководители Республики своими заявлениями начисто проигнорировали статьи 23 УПК РУз (Презумпция не виновности) и 9 УК РУз (Принцип виновной ответственности), нарушив, тем самым, одну из основных прав человека. Массовые репрессии властей Узбекистана против ненасильственной светской оппозиции и верующих-мусульман происходят на глазах у авторитетных международных организаций, которые, по-видимому, заняли позицию наблюдателя, и выжидают чем все это закончится. А закончится это печально для демократии, прав человека и будущего Узбекистана. Узбекистан является членом таких международных организаций как ООН и ОБСЕ, его правительство подписало множество международных документов по правам человека, и тем самым взяло на себя обязательство их выполнять. Однако, на самом деле мы видим, что оно не выражает уважение ни к правам человека, ни к документам о них. Я хотел бы искренно поблагодарить Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, посольства Великобритании и Германии, а также Министерство иностранных дел Австрии за оказанную мне поддержку в участии на этом Совещании. Доклад, прочитанный на Совещании «Свобода вероисповедания», 22 марта 1999 года, Вена ( Австрия)

Ким кимдир? Who is Who?Добавить персону