Журнал Ҳаракат
№5 (26) 2000. Сиёсат
Замонавий узбек сиёсий элитасининг шаклланиши ва фаолиятига таъсир этувчи омиллар (русча) р
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ УЗБЕКИСТАНА
На формирование, функционирование и динамику политической элиты Узбекистана повлиял целый ряд факторов, определяющих социальное, политическое и экономическое развитие республики. Можно выделить следующие группы данных факторов.
1.Историко-географические.
Развитие политической элиты Узбекистана как таковой фактически началось с образования в 1924 году Узбекской ССР. До этого времени узбеки хотя и существовали как этнос давно, но не имели своей государственности. Как известно, до присоединения территории современного Узбекистана к России во второй половине 19 века здесь существовали независимые друг от друга Кокандское, Бухарское и Хивинское ханство. Если двое последних сохранили некоторую автономию от Российской империи в качестве протекторатов, то Кокандское ханство было ликвидировано и включено в состав Туркестанского генерал-губернаторства вместе с территориями современных Казахстана, Киргизии и Туркменистана. Нужно также отметить, что в состав Бухарского ханства входила почти вся территория современного Таджикистана, в состав Хивинского ханства - часть земель Туркменистана. Во время гражданской войны 1918-1920 гг. территория Узбекистана была раздроблена на части, контролируемые различными противоборствующими политическими силами. С установлением советской власти здесь существовали Туркестанская АССР, Бухарская народная советская республика и Хорезмская народная советская республика, которые затем были объединены в Узбекскую ССР.
В результате такой ситуации произошло деление узбеков по территориальному признаку на группы, соответствующие следующим регионам:
1) Ферганская долина;
2) Ташкентский оазис;
3) Самаркандская, Джизакская и Бухарская области;
4) Кашкадарьинская и Сурхандарьинская области;
5) Хорезмский оазис.
Причем население каждого из этих регионов имеет собственные социокультурные отличия, что обусловлено их самостоятельным историко-географическим развитием. Соответственно в каждом из этих регионов сложился свой тип политической элиты.
2. Этнодемографические.
2.1. Отсутствие внутриэтнического единства. Как уже отмечалось выше, Узбекистан географически разделен на пять регионов, где проживают соответствующие группы узбеков. Данное обстоятельство проявилось в клановом делении узбекского общества и, следовательно, политической элиты республики. Каждая из этих групп имеет свои отличные от других этнокультурные особенности. Надо сказать, что процесс формирования узбекского этноса, начавшийся около полутора тысячи лет назад, проходил в условиях:
- во-первых, отсутствия единой национальной государственности;
- во-вторых, сожительства и смешения различных народов: тюрок, арабов, персов, монголов, евреев и т.д.
Кроме того, имела место ассимиляция локальных групп родственных узбекам народов Центральной Азии - каракалпаков, казахов, киргизов, таджиков, туркмен и уйгуров, оказавшихся в силу различных причин на территориях компактного проживания узбекского населения.
В связи с этим этого узбеки делятся на две основные группы:
а) так называемые "чистые" узбеки, проживающие преимущественно в бассейнах рек Кашкадарьи, Сурхандарьи и нижней Амударьи. Основным критерием такой "чистоты" было преобладание узбеков на конкретной территории среди представителей других этносов;
б) ассимилированные узбеки, живущие в основном в Ферганской долине.
Таким образом, в силу региональных различий внутри узбекского этноса нет твердого единства. Оно проявляется лишь в отношении к неузбекам. Такое положение дел естественно отразилось на политической элите, внутри которой постоянно идет жесткое соперничество представителей разных регионов. В жестко централизованной системе власти региональные элиты чувствуют серьезное ущемление своих прав и интересов. Среди отдельных представителей местной элиты в Коканде, Бухаре, Самарканде и Каракалпакии наблюдаются сепаратистские настроения.
2.2. Преобладание узбекского этноса и малочисленность диаспор некоренного населения республики. По своей численности узбеки составляют абсолютное большинство в республике. По статистическим данным 1997 года, их насчитывается около 16 млн. человек. Что касается представителей других национальностей, то они даже в своей совокупности остаются в меньшинстве. Приведем те же данные по основным этническим группам некоренного населения республики:
русские 1 453 тыс. человек;
таджики около 900 тыс. чел.;
казахи около 800 тыс. чел.;
татары 468 тыс. чел.;
каракалпаки 468 тыс. чел.;
корейцы 183 тыс. чел.
Такое положение обусловлено следующими факторами.
Во-первых, в республике наблюдаются очень высокие темпы естественного прироста населения - более 2%, или 450-500 тысяч человек, ежегодно - при относительно низком коэффициенте смертности. По мнению экспертов, при сохранении существующих тенденций демографического развития республики численность населения Узбекистана достигнет: в 2010 году - около 30 млн. человек, в 2020 году - около 35 млн., 2050 - 45 млн. Причем, наибольшие темпы роста характерны для узбеков, таджиков, в меньшей степени казахов и киргизов.
Во-вторых, узбекские власти еще с советского времени активно проводят в отношении всех неузбекских этнических групп азиатской национальности политику ассимиляции. Зачастую этнических таджиков, казахов, уйгур и т.д. заставляют записывать в паспорте не свою национальность, а узбекскую. Основной целью такой политики является создание внутри Узбекистана этнически гомогенного пространства и инкорпорация представителей других народов в лоно узбекской нации.
В-третьих, развитие образования, новых форм труда, урбанизация способствуют формированию квалифицированных кадров из числа преимущественно коренного населения республики.
В-четвертых, неуклонно падает доля других национальностей и прежде всего русского населения. Высокая трудовая активность узбекского населения, его отток из села в город, сокращение сферы применения русского языка приводят к вытеснению русских из сферы труда и занятости. Это, в свою очередь, стимулирует эмиграцию русских и других представителей некоренного населения из республики. По некоторым данным, за 1992-1997 гг. пределы Узбекистана покинули 365 тыс. граждан некоренной национальности, из них 225 тыс. русских.
Все это привело к тому, что в органах государственной власти и управления преобладают узбеки. Тенденция вытеснения русских из госаппарата имела место еще в советский период. На волне развернувшейся в 1983-1988 гг. кампании борьбы с коррупцией и мафией в Узбекистане решением союзного руководства в республику были направлены 400 человек в основном из России и Украины для "укрепления" местной партийной организации. Став во главе Компартии республики, Каримов постепенно избавился от этих лиц, большинство которых вернулась домой.
В настоящее время возможности политического участия русских сильно ограничены. Будучи в меньшинстве, они даже не могут выдвинуть и провести в парламент своего кандидата. В действующем парламенте страны, по некоторым данным, русские составляют 4% от общего числа депутатов. В окружении президента можно выделить только его советника по социально-экономическим вопросам Вячеслава Голышева, который, однако, почти никак не влияет на принятие важных государственных решений.
3. Социокультурные.
3.1. Клановость. Историко-географическое деление Узбекистана на регионы автоматически привело к разделению узбекского этноса на этносоциальные общины, или кланы. Под кланом понимается группа людей объединенных родовой (родственной) или территориальной общностью происхождения. Кланы в Узбекистане сформировались на основе территориальной общности происхождения предположительно в конце XIX - начале XX веков. Узбеки давно перешли к оседлости, поэтому знание о том, кто из какого рода и племени произошел, здесь утратило свое значение и актуальность.
Клановость, как правило, не довлеет над обществом. Связи и конфликты внутри клана или между кланами непосредственно затрагивают определенный слой людей, располагающих доступом к власти, материальным ценностям и собственности. Остальная масса населения вовлекается в клановые отношения вольно или невольно по мере необходимости. Принадлежность к клану позволяет рассчитывать на продвижение по службе получение каких-либо благ, улучшение материального положения, решение собственных жизненных и бытовых проблем. Ядро клана в городах составляет группа родственников по крови и браку, однокашников и личных друзей лидера, независимо от их родоплеменной принадлежности, а временами и национальности, объединенных продолжительной совместной деятельностью в определенном регионе (области).
Нужно отметить, что у исследователей общественно-политических процессов в Узбекистане нет единого мнения относительно численности кланов узбекского общества. Одни эксперты выделяют 5 кланов: самаркандский (самаркандско-бухарский), ташкентский, ферганский, хорезмский и кашкадарьинский. Другие насчитывают 10 кланов, выделяя бухарский клан отдельно от самаркандского, а ферганский клан деля на три группы - наманганскую, андижанскую и собственно ферганскую - и прибавляя сюда джизакский клан.
Основу этих кланов в прошлом составляла местная хозяйственно-политическая элита конкретного региона. Несмотря на социальные потрясения, вызванные крушением Российской империи и образованием СССР, кланы сохранились и продолжали оставаться важным фактором внутренней политики. Влияние кланов усилилось в 60-70 годы после того, как представители национальной технической, творческой и научной интеллигенции активно стали привлекаться к управлению республикой. Явление клановости в РУ отражает специфику длительного этапа национальной самоидентификации местного населения - формирования узбекской нации - процесса, который значительно ускорился после обретения независимости в 1991 году, но пока еще далек от завершения. В настоящее время значительная часть жителей различных регионов Узбекистана в первую очередь осознают себя самаркандцами, кашкадарьинцами, андижанцами и т.д. Однако положение постепенно меняется. Происходит консолидация узбеков. Вероятно в перспективе - через 20-30 лет - формирование узбекской нации в основном завершится.
3.2. Традиционно-патриархальный социокультурный уклад населения. По своему социокультурному укладу узбеки представляют собой аграрное общество. Более 60 % населения республики проживает в сельской местности. В силу этого в республике доминируют традиционные формы общественного сознания и социальной организации, основанные на абсолютном преобладании коллективистских ценностей над индивидуалистическими, консерватизме мышления, неприятии изменений, подавлении инициативы.
С другой стороны, традиционное существование узбеков было связано с товарным общинным или частным хозяйством (садоводство, огородничество, кустарные промыслы). На этой почве получили свое развитие предприимчивость и частная инициатива в области торговли и производственного хозяйства, что положительно повлияло на осуществление рыночных реформ в сегодняшнем Узбекистане. Вместе с тем, если экономические перемены современное узбекское общество восприняло довольно положительно, то его политические традиции, основанные на авторитаризме, культе власти и силы, групповой и корпоративной солидарности, не позволяют ему должным образом принять ценности демократии и гражданского общества.
В республике сохраняются присущие любому мусульманскому обществу традиции патернализма. Основная масса населения страны продолжает хранить веру в государство как систему справедливого распределения социальных благ и проводника страны по пути к всеобщему процветанию и благосостоянию. Во многом такое отношение дополняется исламскими представлениями о государственной власти как институте, призванном воспитывать народ, поощряя в нем добродетель и карая порок. Кроме того, в общественно-политическом сознании узбеков присутствует ощущение органической связи со своим лидером. Последний при этом обязательно избирается самой общиной и наделяется ею фактически неограниченной властью. Использование методов прямой плебисцитарной и делегируемой демократии, когда политический лидер, получив "мандат доверия" от народа, выступает как непосредственный выразитель его воли без реально опосредствующих институтов и органов власти, проявилось, в частности, в двукратном всенародном избрании в 1991 и 2000 гг. Ислама Каримова как выразителя национальных интересов и сокровенных чаяний узбеков президентом страны, а также продлении путем референдума его президентских полномочий с 1995 до 2000 г. В основе организационной структуры узбекского общества лежат махалли - локальные общины, в пределах которых происходит организация и социальное регулирование деятельности, взаимодействия и взаимопомощи людей, их связь с внешним миром и официальными властями. Фактически в махаллях преобладает тотальный контроль за жизнедеятельностью каждого человека. Поэтому власти в своей постоянной деятельности тесно взаимодействуют с главами и авторитетными лицами данных сообществ и используют махалли как инструмент для своего контроля над обществом.
Сохранению традиционно-патриархального социокультурного уклада узбекского общества во многом способствует низкий уровень образования населения. По данным Статистического бюллетеня СНГ, за 1991-1996 гг. число дошкольных учреждений уменьшилось с 9,8 тыс. до 8,1 тыс., число мест в них сократилось более чем в 26 раз, а количество детей в них уменьшилось с 1340 тыс. до 758 тыс. человек. В результате центр тяжести дошкольного воспитания смещается в многодетную узбекскую семью, что означает возврат к традиционно-патриархальным формам воспитания и обучения.
В сфере среднего общего образования непрерывное увеличение числа учащихся значительно опережает темпы увеличения мест в общеобразовательных школах. В итоге, численность получивших среднее образование в 1996 г. по сравнению с 1991 г. снизилась на 22%. Оставляет желать лучшего и качество обучения. Около 25% учителей школ республики не имеют высшего образования. Устойчивое снижен