Журнал Ҳаракат
№6 (27) 2000. Узбекистонда фукаролар уруши
Николай Митрохин, Виталий Пономарев -
Кукон исломчилари устидан утказилган суд жараёни
КРУПНЫЙ ПРОЦЕСС НАД КОКАНДСКИМИ ИСЛАМИСТАМИ
(Сообщение Информационного центр по правам человека в Центральной Азии)
24 ноября 2000 г. в Ташкентском областном суде закончился процесс над 23 исламскими активистами из г.Коканда Ферганской области Узбекистана. Они были осуждены на сроки от 16 до 20 лет по обвинению в антигосударственной деятельности ст.25-155 (подготовка к террору), 156 (возбуждение расовой, национальной или религиозной вражды), 159 (посягательство на конституционный строй), 25-161 (подготовка к диверсии), 164 (разбой), 242 (организация преступного сообщества), 248 (незаконное владение огнестрельным оружием) и другие УК РУ.
Более половины осужденных были связаны с действовавшей в этом городе в 1989-1992 годах политико-религиозной организацией «Одамийлик ва инсон-парварлик».
Организация «Одамийлик ва инсонпарварлик» («Человечность и милосердие») была создана в Коканде в 1989 г. Кахрамоном Хамидовым и Фазлиддином Нажмиддиновым для решения социальных и экологических проблем города. Местные власти предоставили ей здание и возможности для легальной деятельности. Важными направлениями работы были помощь гражданам при обращении в государственные органы, контроль за ценами, поддержка малоимущих, борьба с преступностью и др. В 1990-1991 годах деятельность организации постепенно политизировалась, к лету 1991 г. она фактически превратилась в региональную партию исламской ориентации. Как и некоторые другие политические и религиозные организации Ферганской долины, «Одамийлик ва инсонпарварлик» имела подконтрольную ей секцию по обучению каратэ. Перевоспитывавшиеся там под руководством брата К.Хамидова – Фархода «трудные подростки» привлекались для участия в силовых акциях организации. У ряда членов «Одамийлик ва инсонпарварлик» имелось небольшое количество огнестрельного оружия, купленного на черном рынке.
Методы борьбы с преступностью, использовавшиеся лидерами организации, нередко выходили за рамки закона. Так, летом 1991 г. «Одамийлик ва инсонпарварлик» провела несколько показательных акций против проституток, наркоманов и алкоголиков, которых избивали и требовали написать покаянные расписки. Однако репрессии со стороны правоохранительных органов начались только после того, как 7 июля 1991 г. члены «Одамийлик ва инсонпарварлик» провели несанкци-онированный политический митинг в здании городского театра. 10 июля К.Хамидов, Ф.Нажмиддинов и двое других лидеров организации были арестованы и находились под стражей до конца октября. Они были освобождены, дав согласие властям прекратить оппозиционную деятельность. Выйдя из тюрьмы, К.Хамидов был назначен заместителем директора базара и использовал своих каратистов для борьбы со спекуляцией и рэкетом. Еще через месяц он публично призвал население голосовать за И.Каримова на президентских выборах (в декабре 1991г. – Ред.). Однако весной 1992 г. после очередного насильственного инцидента К.Хамидов и Ф.Нажмиддинов вновь были арестованы и осенью 1993 г. осуждены. Организация распалась. В последующие годы часть ее членов подверглась судебному преследованию. К.Хамидов умер в тюрьме в 1998 г., против пяти его братьев были выдвинуты различные уголовные обвинения, некоторые из которых были, очевидно, сфабрикованы по указанию Ташкента.
Кроме лиц, связанных с организацией «Одамийлик ва инсонпарварлик», вторую группу осужденных на процессе составили члены т.н. «ваххабитской» общины при кокандской мечети «Джами»: имам мечети Т.Нурматов, мутавали (управляющий) медресе «Камал кози» А.Йигиталиев, Г.Сарымсаков и др. В 1995 г. они были осуждены на основе сфабрикованных обвинений в хранении оружия и наркотиков, финансово-хозяйственных злоупотреблениях и пр. Отбыв большую часть срока заключения, «ваххабиты» имели шансы в ближайшие годы выйти на свободу по амнистии, чего власти не желали допускать. Сообщается, что Т.Нурматов (Мухаммад Раджаб) до сих пор пользуется влиянием у жителей Коканда. В заключении он также приобрел большую популярность, исполняя обязанности имама колонии в Кашкадарьинской области.
Информационный центр по правам человека полагает, что процесс над «кокандскими исламистами» носил политический характер. Местные наблюдатели отмечают, что многие обвинения были сфабрикованы. Утверждение следствия о подготовке подсудимыми государственного переворота, убийства главы государства и др. не подтверждается какими-либо доказательствами. Вызывает сомнение и большая часть эпизодов, связанных с хранением оружия. Следствие не выявило новых эпизодов, которые касались бы периода после 1992 г. Одиннадцати из 23 подсудимых были повторно предъявлены обвинения, за которые они к началу суда уже находились в заключении. Еще как минимум один подсудимый Ф.Хамидов находился в заключении в 1996-1999 годах и был арестован по этому делу спустя два месяца после освобождения. Кроме того, в момент совершения перечисленных в приговоре преступлений действовал старый Уголовный Кодекс, в котором отсутствовал ряд статей нового УК, упомянутых в приговоре, а наказание по другим статьям было значительно легче.
Николай МИТРОХИН
Виталий ПОНОМАРЕВ
Москва, декабрь, 2000
Ким кимдир? Who is Who?Добавить персону
Носир Зокир
"Бирлик"нинг Наманган вилоятидаги асосчиларидан, партиянинг шу вилоят ташкилоти раиси
Добавить сведения