Журнал Ҳаракат
№6 (33) 2001. Демократия дарси
Хикмет Хожизода -
Демократияга олиб борувчи узок йул (рус.)
ДОЛГИЙ ПУТЬ К ДЕМОКРАТИИ
От редакции журнала «Харакат»: Хикмет Гаджизаде – один из основателей Народного Фронта Азербайджана. В период президентство ныне покойного Абулфайза Элчибея был послом своей страны в России. В середине 90-х годов, когда азербайджанская демократия вела борьу за выживание в условиях диктатуры Гейдара Алиева, часть народофронтцев ва главе с Иса Гамбаровым (председатель Милли Меджлиса Азербайлжана ва время президентства Элчибея) воссоздали партию «Мусават», разгромленного советским режимом в 1920 году, после падения независимого государства Азербайджан (1918-20 гг.). С этого времени Хикмет Гаджизаде в рядах «Мусавата». В 1994 году вместе с рядом демократов создал неправительственную организацию ФАР ЦЕНТР, изучающую политические и экономические процессы периода перехода к демократии. Отрывки из его книги «150.000 знаков о демократии», написанной в рамках реализованных ФАР ЦЕНТРом проектов, были опубликованы в нашем журнале еще в 1996 году, № 1(4).
Недавно Хикмет-бей закончил работу над новой книгой «Долгий путь к демократии». В ней прослеживается путь развития демократии со времен античности до сегодняшних дней. Так что, безусловно, книга будет полезной и для узбекских демократов. Исходя из этого убеждения мы решили публиковать в нашем журнале отрыки из этой книги.
Азербайджан и Узбекистан имют много общих черт: языки тюркские, релегия подовляющего большинтсьва населения – Ислам, бывшие колонии Росии, переживают мучительно трудный переход от тоталитарного строя в демократический, под гнетом агонизирующих постсоветских диктаторских режимов. Поэтому для узбекских демократов очеь важен и опыт азербайджанцев, ведущих борьбу за демократизацию общества. Очень важны связи между неправительственнами организациями двух стран. Для тех, кто хотел бы поближе ознакомиться с деятельностью ФАР ЦЕНТРА и установить с ним связи предлагаем его адрес:
FAR CENTRE, Music School, 4 floor, R.Behbudov Str.3, Baku, 370 000 Azerbaijan,
Phone: (99412) 930951; (99412) 930964; Fax: (99412) 93-14-38; E-mail: FAR@monitor.baku.az
СОДЕРЖАНИЕ
книги «Долгий путь к демократии»
Предисловие (От Автора)
Демократия в Древней Греции и Европе
1. ПЕРВЫЕ ДЕМОКРАТЫ
Перикл афинский, Надгробная речь (430 г. до н.э.)
2. ПЕРВЫЕ АНТИДЕМОКРАТЫ
Платон афинский, Против демократии,
Идеальное государство Платона (350 г. до н.э)
3. ПЕРВЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Аристотель, Полтика (330 г. до н.э)
4. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - ПЕРВЫЕ УСПЕШНЫЕ ШАГИ
Великая Английская Хартия Вольностей – Magna Carta (1215)
5. БОРЬБА ЗА СВОБОДУ САМОВЫРОЖЕНИЯ В АНГЛИИ
Джон Мильтон, Ареопагитика (1644)
6. АНГЛИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Левеллеры, Дебаты в Патни (1647)
7. РАСШИРЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ В АНГЛИИ
Bill of Rights (1689)
8. ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ДОГОВОРЕ
Томас Гоббс, Левиафан (1651)
9. ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ДОГОВОРЕ
Джон Локк, Второй трактат о правлении (1690)
10. О СВОБОДЕ СОВЕСТИ
Джон Локк, Письмо о веротерпимости (1690)
11. О РАЗДЕЛЕНИИ ВЛАСТЕЙ
Шарл де Монтескье, О государственном Устройстве Англии (1748)
12. ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ДОГОВОРЕ
Жан-Жак Руссо, Об Общественном договоре (1762)
13. НАКАНУНЕ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Эмануил Жосеф Сийес, Эссе о привилегиях (1789)
14. ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ
Декларация Прав Человека и Гражданина (1789)
15. РЕВОЛЮЦИЯ И КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ ВО ФРАНЦИМИ И ЕВРОПЕ
Жозеф Руже де Лиль, Марсельеза (1792)
16. ПЕРВЫЕ КОНСЕРВАТОРЫ ПРОТИВ ПЕРВЫХ ЛИБЕРАЛОВ
Эдмунд Бэрк (1790)
17. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА ПРОТИВ ЛИЧНЫХ СВОБОД
Бенжамен Констан (1819)
18. ПРИЗРАК КОММУНИЗМА
Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Манифест Коммунистической партии (1847)
19. ПРОТИВ ТИРАНИИ БОЛЬШИНСТВА
Джон Стюарт Милль (1859)
20. ПРОЕКТЫ ЛИБЕРАЛЬНЫХ РЕФОРМ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ
М.Ф.Ахундзаде, Против предрассудков и тирании (1863-1875)
21. СЧАСТЬЕ БЕЗ СВОБОДЫ Ф.М. Достоевский, Великий Инквизитор
22. БУНТ ПРОТИВ РАВЕНСТВА
Фридрих Ницше, По ту сторону добра и зла (1886)
23. КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК, ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК
Макс Вебер (1905)
Опыт Американской Демократии
24. ПЕРВЫЕ АМЕРИКАНСКИЕ КОЛОНИСТЫ И ПЕРВЫЕ КОНСТИТУЦИИ Мэйфлаурский договор (1620)
25. АМЕРИКАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. ПРАВА НА СТРАМЛЕНИЕ К СЧАСТЬЮ Декларация независимости США (1776)
26. ОТДЕЛЕНИЕ РЕЛИГИИ ОТ ГОСУДАРСТВА В США Т. Джефферсон, Закон о религиозной свободе в Вирджинии (1786) 27. ОГРАНИЧЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО
Конституция США (1787)
28. СПРАВИТЬСЯ ЛИ ДЕМОКРАТИЯ С ФРАКЦИОНЕРСТВОМ
Джеймс Мэдисон, "Федералист" номер 10 (1787)
29. ПЕРВАЯ В МИРЕ ЗАКОННАЯ И МИРНАЯ СМЕНА ВЛАСТИ
Т. Джефферсон, Инаугурационная речь (1801)
30. ПЕРВОЕ ОБРАЩЕНИЕ АМРИКАНСКОГО СУДА К КОНСТИТУЦИИ США.
Джон Маршалл, Марбюри против Мэдисона (1803)
31. АМЕРИКАНЦЫ И КОРЕННЫЕ АМЕРИКАНЦЫ
Черный Ястреб, Речь перед сдачей в плен (1832)
32. АМЕРИКАНСКОЕ ОБЩЕСТВО ПО БОРЬБЕ С РАБСТВОМ
Декларация о намерениях (1833)
33. МОЛОДАЯ АМЕРИКА ГЛАЗАМИ ЕВРОПЕЙЦА
Алексис де Токвилль, Демократия в Америке (1835)
34. ЧЕСТНЫЙ ЧЕЛОВЕК В БЕСЧЕСТНОМ ГОСУДАРСТВЕ
Генри Дэвид Торо, Гражданское неповиновение (1848)
35. БОРЬБА ЗА ЖЕНСКОЕ РАВНОПРАВИЕ В США
Декларация Сенека Фолс (1848)
36. ОТМЕНА РАБСТВА В США
Авраам Линкольн, прокламация об освобождении (1863)
37. НАДГРОБНАЯ РЕЧЬ ЛИНКОЛЬНА
Геттисбургская речь (1863)
38. ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО ОРГАНИЗАЦМИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ Закон Пендлтона (1883)
39. СВОБОДА САМОВЫРОЖЕНИЯ В США
О.В. Холмс, Абрамс против Соединенных Штатов (1919)
40. АМЕРИКА СТАНОВИТЬСЯ ЛИДЕРОМ МИРОВОЙ ДЕМОКРАТИИ Ф.Д. Рузвельт, Четыре свободы (1941)
41. ДВИЖЕНИЕ ПРОТИВ РАССИЗМА В 20 ВЕКЕ
Мартин Лютер Кинг, Большой шаг к свободе (1958)
42. ИНОСТРАННАЯ ПОМОЩЬ США И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
43. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР Джимми Картер, права человека и внешняя политика США (1977)
20 век - век демократии
44. НАЦИЯ ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ИЛИ НАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ
В.Водовозов, Нация и Государство (1910)
45. АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА,
Декларация независимости (1918)
46. СОПРОТИВЛЕНИЕ БЕЗ НАДЕЖДЫ
Альбер Камю, Миф о Сизифе (1940)
47. НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И ДЕМОКРАТИЯ
Джордж Орвелл, Англия, ваша Англия (1943)
48. ЧЕЛОВЕК СПАСШИЙ ЕВРОПУ
Уинстон Черчилль, Мускулы мира (1946)
49. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ ВСЕГО МИРА
Всеобщая Декларация Прав Человека ООН (1948)
50. 50 ЛЕТ ПОСЛЕ ПОДПИСАНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН
51. ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ СЧАСТЬЯ
Исаййа Берлин (1958)
52. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ КАПИТАЛИЗМОМ И СВОБОДОЙ Мильтон Фридман, Связ между экономическими и политическими свободами (1962)
53. ИСЛАМСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ИРАНЕ - ПРОСТОЕ И НЕПРАВИЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ Свобода слова в Иране до исламской революции и после... (1983)
54. И ОДИН В ПОЛЕ ВОЙН
А. Солженитсын, Жить не по лжи (1974).
55. ДЕМОКРАТИЯ В ПОСЛЕВОЕННОЙ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ
Хартия 77 (1977)
56. НАРОДНЫЙ ФРОНТ АЗЕРБАЙДЖАНА,
Права человека в Программе НФА (1989)
57. 1989 - ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ ПОБЕДА ЛИБЕРАЛИЗМА?
Фрэнсис Фукуяма, Конец Истории? (1989)
58. ИСЛАМ И ДЕМОКРАТИЯ, Хикмет Гаджи-заде,
Исламский мир на пороге реформ (1997)
59. ДВИЖЕНИЕ ЗА ДЕМОКРАТИЗАЦИЮ ВЫБОРОВ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ,
Письмо президента (04.08.98) Ответ кандидата (10.08.98)
60. ОТМЕНА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЦЕНЗУРЫ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ
Чингниз Сультансой, Последний цензор (1998)
61. О ПРЕДЕЛАХ СВОБОДЫ СЛОВА В США И ЕВРОПЕ
Рональд Дворкин, Новые маршруты цензуры (1994)
62. Хикмет Гаджи-заде, Права Человека - Главная Идея Человечества (1998)
ПРЕДИСЛОВИЕ
Эта антология выходит в свет, когда демократия и права человека уже больше не воспринимаются нашим обществом как нечто однозначное и всеми желаемое, как это было в конце 80-х. Очевидно, что мы сегодня более критично смотрим на демократию — на ее преимущества, на проблемы, которые она с собой несет. И это естественно, ведь за последние десять лет у нас появился исторический опыт, которого нам так не хватало в начале демократических преобразований в стране.
После смены трех отрицающий друг другу режимов, каждый из которых считал себя демократическим, нам часто приходится слышать слова — “у нас еще демократии не было; демократия, которая была у нас — это не настоящая демократия”; “демократия возможно и хороша, но для нас она не подходит”; и наконец, весьма популярное — “меня все это больше не интересует, я просто хочу жить”. От перенесенных за короткое время социальных потрясений люди стали испытывать страх перед свободой, неприязнь к переменам, неверие в пользу общественной активности.
И все же проблемы демократии остаются самой популярной темой общественных дискуссий. Знакомясь с теорией демократии мы узнаем, что демократия в своей основе означает, что люди сами управляют собой; что при демократии каждый должен относиться к другому как к равному; что власть в демократическом государстве должна быть разделена и ограничена. Все это сегодня обществу известно, более того эти положения зафиксированы в нашей Конституции. И, все же, глядя на состояние демократии в Азербайджане нас не перестает покидать ощущение, что главная тайна демократии так и осталась для нас нераскрытой. Парламент, как в Британии и Конституция, как в США, у нас есть, однако с демократией и правами человека у нас успехов до обидного мало.
Некоторым тут на помощь приходит спасительная догадка о том, что демократии, возможно, в мире вовсе не существует. Выборы везде по миру это — лишь театрализованное представление, поставленное могущественными режиссерами; в судах процессы всегда выигрывает тот, у кого больше денег и т.д. А отсюда следует мысль о том, что честность не должна мешать нам жить…
Знакомясь с этой антологией, в которой представлены материалы, отражающие ход развития демократии из древности до наших дней, читатель обнаружит, что проблемы, с которыми мы столкнулись, страхи и сомнения, не покидающие нас, были присущи всем без исключения народам, вставшим на путь демократии. Сегодняшняя обустроенная жизнь на Западе — это результат многовековых, духовных поисков и драматических гражданских конфликтов, возникавших в процессе борьбы за достойную жизнь человека и борьба эта, даже в самых передовых странах, продолжается.
* * *
Мы постарались представить в этой книге главные идеи, высказанные в более чем двухтысячелетнем споре о справедливом устройстве государства и его взаимоотношении с человеком. “За” демократию и “против” в антологии искренне высказываются великие умы человечества. Здесь также представлены законы, соглашения и декларации, венчавшие этапы исторического развития и определившие ход истории на многие столетия. Особое место в антологии занимает “демократический человек”, который и является самой большой тайной демократии и залогом ее успеха. Это — человек справедливости, доброй воли и действия; человек ко всему относящийся с уважением, но большого уважения не питающий ни к чему; человек, для которого созидание — выше победы.
Демократия, представленная в антологии — тема не только интересная и познавательная, — она волнует, она драматичнее любой из выдуманных драм. Напряжение в голосе Перикла, Джона Мильтона, полковника Рейнборо, Томаса Джефферсона, Оливера Венделла Холмса свидетельствует о накале страстей, куда более интенсивном, чем в трагедиях Шекспира…
Свыше 60 статей антологии, подавляющее большинство из которых впервые переведено на азербайджанский язык, знакомят читателей с качественным развитием демократической системы от античной демократии, как абсолютной власти большинства, до современной — либеральной демократии, где власть большинства ограничена правами человека.
Кроме того антология позволяет проследить и пространственное развитие демократии от античного города-государства к европейским государствам-нациям и к будущему мировому правительству, контуры которого в лице международных организаций видны уже сегодня.
Значительное внимание в антологии уделено Английской, Американской и Французской революциям, отдаленно представить турбулентные события которых мы сможем представить, вспомнив 1988-1992 годы в Азербайджане.
Представлены в антологии и материалы отражающие борьбу за права человека — за избирательное право, за свободу слова и религии, за отмену рабства, за равноправие женщин.
Для тех, кто пожелает познакомиться с темой прав человека более основательно в антологии представлено предваряющее ее эссе “Права человека — главная идея человечества”, которое может послужить учебным пособием для преподавателей общественных дисциплин и студентов ВУЗов.
В антологию вошли в основном материалы о проблемах демократии в Америке, Западной и Восточной Европе; есть здесь пять статей и о проблемах демократии в Азербайджане, которые не выделены в отдельную главу, а расположены в хронологическом порядке среди остальных материалов, наглядно демонстрируя единую природу мирового демократического процесса. Эти статьи могли бы в будущем стать ядром столь важного для нас исследования “Демократия в Азербайджане”. К сожалению установленный объем книги ограничил наши возможности познакомить читателя с произведениями многих мировых и азербайджанских авторов и политических фигур, причастных к теме демократии и прав человека…
Мы надеемся, что антология приблизит читателя к разгадке тайны демократии, а впрочем, может никакой тайны и нет? Ведь обычно то, что недоступно пониманию старших поколений для младших оказывается самоочевидным. Взять судьбу в свои руки, произвести переворот в своей жизни — это большой стресс для бывшего советского человека и вполне привычный акт для юноши вступающего в жизнь в пост-советском Азербайджане.
Возможно у молодежи не вызовет удивление, кажущиеся нам нереальным положения демократии о том, что жить не во лжи — можно; что различия, существующие между людьми, способствуют развитию, а не распаду общества; что никакой единственной и окончательной истины нет, но есть лишь множество истин и каждый волен выбрать для себя ее сам и следовать ей; что тот, кто хочет свободы, должен терпеть некоторый беспорядок, который всегда ей сопутствует; и, наконец, что демократия никому не готовит бесплатного обеда, — это лишь правила, по которым мы должны научиться играть; научиться решать свои проблемы; решать их сообща, учитывая интересы друг друга.
Баку, 28 мая, 1999 г.
Демократия в Древней Греции и Европе
1. ПЕРВЫЕ ДЕМОКРАТЫ
Афинская демократия — первая в мировой истории, подробно описанная, демократическая государственная система. Идея всеобщего (исключая рабов) равенства и свободы личной жизни всех граждан города от государственного вмешательства начала распростроняться среди афинян как реакция на нищету и тиранию, к которым привело правление аристократов. Согласно древнегреческим хроникам почти беспрерывная борьба между демократами и аристократами начавшаяся с 7 века до н.э. завершилась к 460 году до н.э. победой партии демократов, которую на 32 года возглавил ввыдающийся политик и полководец, убежденный демократ Перикл (495 — 429 г. до н.э.).
Афинская демократия была полна противоречий и некоторым из афинских интеллектуалов (в том числе Платоном и его единомышленниками) воспринималась как бесконтрольная власть толпы, средоточие коррупции и хаоса. Однако Афины в годы лидерства Перикла достигли своего экономического, политического и духовного величия, ведя успешную внутреннюю политику и противостоя агрессии со стороны деспотического Ирана и тоталитарной Спарты, с которой Афины десятилетиями вели изнурительную войну.
Руководить членами демократического общества — свободными людьми, которые не будут подчиняться приказам пока не буду убеждены в его верности — несоизмеримо сложнее чем членами тоталитарного — готового без слов выполнять любой приказ лидера. Но Перикл был далек от популизма “он руководил массой, потому, что приобрел власть, не прибегая к недостойным средствам… и не имел нужды льстить толпе, но, пользуясь уважением, мог резко противоречить ей”, — писал историк Фукидид.
Все это время споры о политическом устройстве Афинского государства не утихали. Демократия подвергалась нещадной критике со стороны тех, кто считал, что к управлению городом нельзя допускать безродных граждан — править городом должны “достойные и знающие люди”. Кроме того, критике подвергалась свобода и открытость афинского общества; утверждалось, что лишенное имущественных противоречий, почти полностью лишенное индивидуальных свобод и милитаризованное спартанское общество социально более эффективно и успешно в войне.
Война со Спартой фактически была войной гражданской, которая расколола как Афины, так и общества всех греческих городов: сторонники аристократии по всюду в Элладе обращали свои взоры на Спарту, а демократы симпатизировали Афинам.
Записанная афинским историком Фукидидом, речь Перикла, произнесенная на похоронах первых воинов, погибших в войне со Спартой — это первая и до сих пор наиболее волнующая речь в защиту демократии, речь опередившая свое время на тысячелетия. И было бы прекрасно если бы наши школьники заучивали эту речь наизусть в рамках демократического образования.
“Мы не питаем неприязни к соседу, если он в своем поведении следует личным склонностям...”, — в этой фразе Перикла впервые в истории прозвучал смысл главной идеи либерализма — идеи уважения к человеческой личности и невмешательства в сферу его личной жизни. “Мы живем свободно... и, тем не менее, ведем отважную борьбу с равным нам противником...”, — эти слова Перикла обращены против сторонников милитаризованного спартанского образа жизни. “И, полагаю, что каждый из нас сам по себе может с легкостью и изяществом проявить свою личность в самых различных жизненных условиях...”, — здесь Перикл напоминает согражданам об этом удивительном качестве открытого общества, справедливо полагая, что возможность “проявить себя” — это и есть главное устремление человеческой природы и за эту возможность стоит бороться.
Как писал выдающийся философ двадцатого века Карл Поппер, речь Перикла — “это не только программа. Это также защита, а возможно, и атака. Она направлена не только против застывшего племенного строя Спарты, но также против афинского тоталитарного круга или “тоталитарного сообщества”, против движения за “отеческое государство”…
В 431 году Спарта нарушив заключенный с Периклом мирный договор. Заручившись поддержкой Персии она вторглись в афинские земли и в конце концов одержали победу. Это было первое из большого ряда подробно описанных побед деспотии и тоталитаризма над демократией. Но спустя 2500 лет мировая демократия взяла окончательный реванш, одержав в конце двадцатого века сокрушительное поражение над режимами, жертвующими человеческими жизнями и их свободой ради своей угоды, ради “высоких целей”, а порой и просто без цели…
Перикл Афинский: Речь у надгробия павших сынов Эллады
(приб. 430 год до н.э.)
Не многие способны быть политиками,
но все могут оценивать их деяния.
…А когда пришло время произнести речь в честь павших в этой войне, то выбор пал на Перикла сына Ксантипа. Чтобы всем было слышно он взошел на постамент, возвышенный возле надгробия и произнес следующую речь…
“Прежде чем воздать хвалу мужественным людям покоящимся здесь, я хочу сказать об устройстве нашего города, о его порядках, сделавших нашу жизнь столь процветающей и величественной.
Для государственного устройства мы не взяли никаких иностранных примеров. Мы не подражаем кому-то, но напротив сами, в большей мере, являемся примером для других.
И так как у нас городом управляет не горсть людей, а большинство народа, то наш государственный строй называется народоправием.
В частных делах все пользуются одинаковыми правами по законам. Что же до дел государственных, то на почетные государственные должности выдвигают каждого по достоинству, поскольку он чем-либо отличился не в силу принадлежности к определенному сословию, но из-за личной доблести. Бедность и темное происхождение или низкое общественное положение не мешает человеку занять почетную должность, если он способен оказать услуги государству.
В нашем государстве мы живем свободно и в повседневной жизни избегаем взаимных подозрений: мы не питаем неприязни к соседу, если он в своем поведении следует личным склонностям и не выказываем ему хотя и безвредной, но тягостно воспринимаемой досады. Терпимые в с своих частных взаимоотношениях, в общественной жизни мы не нарушаем законов, главным образом из уважения к ним, и повинуемся властям и законам, в особенности установленным в защиту обижаемых, а также законам неписанным, нарушение которых все считают постыдным…
Наши противники при их способе воспитания стремятся с раннего детства жестокой дисциплиной закалить отвагу юношей, мы же живем свободно, без такой суровости, и, тем не менее ведем отважную борьбу с равным нам противником...
Мы развиваем нашу склонность к прекрасному без расточительности и предаемся наукам не в ущерб силе духа. Богатство мы ценим лишь потому, что употребляем его с пользой, а не для ради пустой похвальбы.
Признание в бедности у нас ни для кого не является позором, но большой позор мы видим в том, что человек сам не стремится избавиться от нее трудом.
Одни и те же люди у нас одновременно бывают заняты делами и частными, и общественными. Однако и остальные граждане, несмотря на то, что каждый занят своим ремеслом, также хорошо разбираются в политике. Ведь только мы одни признаем человека, не занимающегося общест-венной деятельностью, не благонамеренным гражданином, а бесполезным обывателем.
Мы не думаем, что открытое обсуждение может повредить ходу государственных дел. Напротив, мы считаем неправильным принимать решение без предварительной подготовки при помощи выступления с речами за и против...
Не многие способны быть политиками, но все могут оценивать их деяния.
В отличие от других, мы, обладая отвагой, предпочитаем вместе с тем сначала основательно обдумывать наши планы, а потом уже рисковать, тогда как у других невежественная ограниченность порождает дерзкую отвагу, а трезвый расчет — нерешительность. Истинно доблестными с полным правом следует признать лишь тех, кто имеет полное представление как о горестном, так и о радостном и именно в силу этого-то и не избегает опасностей.
Одним словом, я утверждаю, что город наш — школа всей Эллады, и полагаю, что каждый из нас сам по себе может с легкостью и изяществом проявить свою личность в самых различных жизненных условиях…
Поэтому-то я так распространился о славе нашего города. Я желал и показать, что в нашей борьбе мы защищаем нечто большее, чем люди, лишенные подобного достояния…
И радуясь величию нашего города, не забывайте, что его создали доблестные, вдохновленные чувством чести люди, которые знали, что такое долг, и выполнили его… Подобных людей примите ныне за образец, помните, что ваше счастье зависит от вашей свободы, а ваша свобода зависит от вашего мужества и смело смотрите в лицо военным опасностям...
Фукидид (450-400 г. до н.э.)
История Пелопонесских войн
(Продолжение следует)