04:01 -
Сражение за Центральную Азию еще впереди
(Москва усиливает присутствие в регионе по всем фронтам)
Аждар Куртов (Независимая газета, 26 сентября 2008)
Первое десятилетие XXI века оказалось весьма насыщено событиями, отражающими динамизм современной международной жизни. Большая часть из них заставляет окончательно забыть о тех красивых теориях, которые занимали умы публичных политиков и экспертов еще сравнительно недавно – на рубеже 80-х и 90-х годов. Кто сегодня всерьез воспринимает сентенции о бесконфликтном мире, победоносном шествии общечеловеческих ценностей и т.п.?
11 сентября 2001 года, последовавшие за этим силовые акции Соединенных Штатов и их союзников в Афганистане и Ираке, осуществлявшиеся фактически вне рамок действующих международно-правовых процедур, серия спланированных цветных революций, активизация борьбы за углеводородные ресурсы Евразии – все это не что иное, как попытки реализации эгоистических интересов мировых игроков на территориях их геополитических конкурентов.
Практика достижения политических целей через прямой конфликт не только никуда не исчезла, она изменила лишь свои одеяния, выполняющие функцию внешнего камуфляжа.
Можно смело утверждать, что следующим после Балкан и Кавказа полем вероятного столкновения мировых игроков станет регион Центральной Азии. Новой администрации Белого дома как воздух необходим реванш за провал спонсируемой ею авантюры в Грузии. При этом ставки в Центральной Азии куда более весомы, чем на Кавказе. Потенциал природных ископаемых Центральной Азии ни в какое сравнение не идет с тем, чем обладает маленькая Грузия, управленческая элита которой даже вынуждена была встать в очередь на получение денежного содержания от внешнего источника выплат.
Но дело даже не в этом: конечно, оторвать Грузию от России – это привлекательная цель для США, но Центральная Азия в этом отношении куда более лакомый геополитический кусок пирога. Ведь этот регион находится в куда более выгодном месте Евразии: он может соединять либо, наоборот, разъединять сразу несколько цивилизаций, каждая из которых рассматривается в Вашингтоне в качестве своего вполне очевидного геополитического конкурента. На севере региона расположена североевразийская цивилизация – Россия, на востоке дальневосточная цивилизационная глыба – Китай, а на юге – мусульманская цивилизация, представленная сразу огромным числом государств. Внести раздрай между ними, не допустить их консолидации на общей платформе, каковая скорее всего неизбежно будет приобретать антиамериканский и антизападный характер, – над реализацией этой задачи давно уже ломают головы аналитические и прикладные центры Америки.
Российское руководство сейчас выступает с идеей строительства многополюсного мира. В первом приближении эта идея выглядит привлекательно, хотя вопрос о том, насколько и как быстро она реализуема на практике, далеко не однозначен. Из курса элементарной физики все знают, что полюс – это то, что может притягивать одних и одновременно отталкивать других. Если силовые поля, образуемые полюсом, не работают в полную силу, то он просто утрачивает свои ценность.
В Центральной Азии до формирования полноценного полюса еще далеко. В умах политических элит региона по-прежнему в ходу красивые концепции «многовекторной внешней политики». Резко отказываться от них в пользу другой парадигмы – значит потерять свое лицо перед собственными народами. На такое не каждый лидер государства может решиться. Но без этого никакого полюса, а тем более объективно направленного против гегемонистских устремлений известной сверхдержавы создать не получится.
Россия в этом столетии в известной степени перестала отступать из региона Центральной Азии. Более того, она даже перешла в наступление, правда в основном используя известную поговорку «Клин вышибают клином». В том смысле, что Москва постаралась вытеснить из Центральной Азии тех же американцев руками китайцев. Во многом эта тактика оправдала себя, правда теперь уже можно констатировать, что Китай пришел в этот регион всерьез и надолго. А это, в свою очередь, создает немалые проблемы для российских интересов. Но, как нам представляется, с китайцами Москва может договориться. По большому счету они не против того, чтобы в регионе доминировала Россия, но лишь бы не Америка. Вопрос только в том, способна ли Россия доминировать.
Впрочем, не надо излишне критически относиться к российской политике в Центральной Азии. Ведь сумела же Москва виртуозно выбить из рук тех же американцев оружие, которым они до этого теснили россиян. «Клинок рыночных цен», задействованный Кремлем, сделал свое дело: поставлять центральноазиатские углеводороды стало выгодней именно через Россию, а не через какие-либо иные альтернативные варианты транспортировки.
Но этот успех нуждается в развитии и закреплении. Следующий шаг уже просматривается. На последнем саммите ОДКБ было решено, что именно в Центральной Азии ОДКБ создаст крупную военную группировку из подразделений России, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. Костяк новой группировки будут составлять 10 батальонов Коллективных сил быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона.
Тем не менее и этого мало. Необходимо развивать наступление на иных «участках фронта». Появление структуры, призванной стать рычагом гуманитарного влияния России, – «Русского мира», возглавляемого Вячеславом Никоновым, можно только приветствовать. Но Москве нужны десятки подобных структур, а волонтеры России должны исчисляться тысячами. Тогда российское гуманитарное присутствие не будет сводиться к эпизодическим акциям, а действительно будет ощущаться в Центральной Азии. В любом случае мы еще будем свидетелями «боев» за Центральную Азию, ведь конкуренты России тоже не сидят сложа руки.
Об авторе: Об авторе: Аждар Куртов - аналитик Росcийского института стратегических исследований
Источник: Независимая газета, 26 сентября 2008 года (www.ng.ru/ideas/2008-09-26/5_asia.html)