25 April 2023
22:26 - Ўзбекларнинг исломий теракти, насронийларнинг Хелловин байрами ва исломий террост Сайфулло Соиповга бутун умр қамоқ жазоси берилгани ва бошқа исломий терактлар ҳақидаги Asia Terra Интернет нашрининг хабари

2010 йилдан бери Ўзбекистондан келиб, АҚШда яшаётган Сайфулло Соипов (расмда) 2017 йил 1 ноябрь куни Нью-Йорк шаҳрида теракт уюштириб 8 кишини ўлдиргани ҳақида “Ҳаракат Агентлиги ҳам хабар берганди. У полиция тарафидан қўлган олинганини ҳам билар эдик, аммо воқеаларнинг давомини кузатишлга имконимиз бўлмаганди.

Аммо шу кунларда “Бирлик” Халқ Ҳаракати Партияси раиси Абдураҳим Пўлат АҚШ Президенти Жо Байденга 2 та хат ёзиб, ислом терроризми 21 асрнинг асосий муаммоси бўлиб қолаётгани, аммо ислом терроризмини тинч йўл билан тўхтатиш мумкинлиги, Ўзбекистонда ва бошқа давлатларда ислом динининг кўпхотинликка йўл очувчи йўлларини бекитиш кераклиги ҳақида МИСЛИ КЎРИЛМАГАН ТАКЛИФЛАР киритгани ислом терроризми масаласига янада кўпроқ эътибор беришга чақирмоқда.

Мана биттагина мисол.

Бугун тасодифан Asia Terra Интернет нашрининг русча бўлимида ислом терроризми, Сайфулло Соиповнинг тақдири, насронийларнинг Хелловин байрами ҳақидаги рус тилидаги яқинда тарқатилган хабарини кўриб қолдик. Мана ўша хабар:

* * * * *

Asia Terra (asiaterra.info): Нью-Йоркского террориста приговорили к пожизненному заключению, но проблема приверженцев радикального ислама остается

Воскресенье, 19 Марта 2023

35-летний уроженец Ташкента Сайфулла (в узбекском написании Сайфулло) Саипов, совершивший в 2017 году в Нью-Йорке теракт, жертвами которого стали восемь человек, приговорен к пожизненному заключению без права на условно-досрочное освобождение, сообщило 13 марта Министерство юстиции США. В январе суд Южного округа Нью-Йорка признал его виновным по всем 28 пунктам обвинения, включая убийство, покушение на убийство, терроризм и сотрудничество с террористической группировкой «Исламское государство».

Саипов стал одним из целой череды террористов узбекского происхождения, вдохновлявшихся принципами радикального ислама и отметившихся массовыми убийствами за пределами своей родины. Во всех этих случаях фанатики старались истребить как можно больше «неверных», то есть как немусульман, так и тех мусульман, которые не соответствовали их понятиям о правильном поведении. В течение 2017-2022 годов пятеро бывших узбекистанцев лишили жизни 69 человек – северо- и южноамериканцев, европейцев, иранцев, россиян, арабов, турок.

31 октября 2017 года узбекистанец Сайфулла Саипов, за семь лет до этого перебравшийся в США, арендовал небольшой грузовик, затем въехал в Нью-Йорк со стороны городка Пассаик по мосту Джорджа Вашингтона, свернул на велосипедную дорожку, идущую параллельно Гудзону, и, набирая скорость, стал давить велосипедистов и пешеходов.

Саипов врезался на машине в группу аргентинцев, ехавших на велосипедах (десять друзей во время отпуска приехали в Нью-Йорк, чтобы отметить 30-летие со дня выпуска из колледжа), убив пятерых из них. Он также задавил велосипедистку из Бельгии, манхэттенского компьютерщика, финансиста из Нью-Джерси и травмировал 12 человек, некоторых тяжело.

Впоследствии автомобильный террорист признался, что планировал въехать еще и на Бруклинский мост, где в этот солнечный день было много потенциальных жертв, но врезался в школьный автобус и вынужденно остановился.

Выбравшись из машины со смятым капотом, он с криками «Аллах акбар!» бесцельно забегал кругами по улице, сжимая в руках два пистолета, как позже выяснилось, один пневматический, а другой для пейнтбола. Полицейский несколько раз выстрелил в него и попал в область паха, после чего Саипова удалось задержать. По сообщению CNN, он оставил в машине записку на английском языке с присягой «Исламскому государству».

Убийцу доставили в городскую больницу «Белвью», где он согласился поговорить с ФБР и признался в содеянном, заявив, что весьма собой доволен, и попросил повесить в палате флаг «ИГ». В этом ему было отказано.

Бывший узбекистанец поведал, что замыслил совершить в Америке теракт примерно за год до своего нападения, а два месяца назад решил использовать для этого машину, чтобы убить как можно больше людей. Такое решение он принял после просмотра видеозаписи выступления главы террористической организации «Исламское государство» Абу Бакра Багдади, в котором тот спрашивал, что делают мусульмане в США и других странах в ответ на смерть своих единоверцев в Ираке.

ФБР обнаружило в его телефоне около 90 видео, в том числе несколько десятков пропагандистских роликов «ИГ». Одна из записей запечатлела, как боевики переезжают пленника танком, другая – сцену обезглавливания, третья - как человеку стреляют в лицо.
Совершенный Саиповым теракт стал самым крупным в Нью-Йорке по количеству жертв после сентября 2001 года, когда в результате исламистских атак на башни Всемирного торгового центра погибли более 2600 американцев и граждан других стран.

Вскоре после случившегося информагентство «Жахон» при МИДе Республики Узбекистан опубликовало сведения об узбекском террористе и его жизни до переезда в США:

«Саипов Сайфулла Хабибулаевич родился 8 февраля 1988 года в Ташкенте. В 2005 году окончил профессиональный колледж, а в 2005-2009 годах обучался в Ташкентском финансовом институте. По окончании вуза устроился на работу бухгалтером в столичную гостиницу «Саёхат». До выезда в США С. Саипов не привлекался к уголовной ответственности и в целом в поле зрения правоохранительных органов не попадал. (…)

В 2010 году Сайфулла Саипов выиграл визовую лотерею грин-карт и в том же году выехал в США. В последние несколько лет он состоял в гражданском браке с уроженкой Узбекистана, также временно проживающей в США. С того момента С. Саипов ни разу не приезжал в Узбекистан и не виделся со своими родителями, которые все еще проживают в Ташкенте (…)».

В Америке Саипов работал дальнобойщиком и курсировал между Огайо и Флоридой, как сообщали СМИ, собирая по дороге штрафы за разные нарушения.

Суд над ним стал первым федеральным судебным процессом за время президентства Джо Байдена, на котором прокуроры потребовали для обвиняемого смертной казни. В июле 2021 года генеральный прокурор США Меррик Гарланд объявил мораторий на смертную казнь по федеральным делам, поэтому то обстоятельство, что прокуроры требовали смертного приговора, свидетельствует о готовности министерство юстиции согласиться с применением высшей меры по делам о терроризме.

Однако смертная казнь могла быть применена лишь в случае единогласного решения 12-ти присяжных, а этого стороне обвинения добиться не удалось.

Присяжные заседатели приняли во внимание целых 26 смягчающих обстоятельств, например, мольбы его родных, прилетевших на второй суд из Узбекистана и дававших показания, и то, что у Саипова трое детей, которые по-прежнему его любят.

В соответствии с решением суда Сайфулла Саипов проведет остаток своих дней в федеральной тюрьме максимально строгого режима в штате Колорадо. В ней же содержится Джохар Царнаев, приговоренный к смерти за организацию взрывов на финише Бостонского марафона в апреле 2013 года, во время которого погибли три человека, в том числе восьмилетний мальчик, и были ранены и искалечены более 280. Показательно, что нашлись «оппозиционные» узбекские сайты, увидевшие в том теракте всего лишь происки ЦРУ, стремящегося опорочить безвинных мусульман.

5 апреля 2022 года 21-летний Абдуллатиф Муради, уроженец Узбекистана, напал с ножом на трех священнослужителей в мечети имама Резы в Мешхеде - одной из самых почитаемых шиитских святынь Ирана. По информации иранских СМИ, преступник нанес каждому из них не менее 20 ножевых ранений.

Первый из подвергшихся нападению, Мухаммад Аслани, скончался на месте; второй, по фамилии Дараи, - в больнице после операции; третий стал инвалидом. Все трое священнослужителей были друзьями, активно участвовавшими в общественной и культурной жизни Мешхеда, сообщило иранское агентство «Тасним».

Власти страны расценили случившееся как теракт, осуществленный «с целью убийства и запугивания». По их утверждению, нападавший являлся сторонником террористической организации «Исламское государство». За год до этих событий Муради нелегально въехал в Иран через Пакистан. Когда именно он покинул Узбекистан, не сообщалось.


Суд признал Абдулатифа Муради виновным в «поднятии оружия против общества» и, без долгих проволочек, 7 июня приговорил его к смертной казни через повешение.

Приговор был приведен в исполнение 20 июня в тюрьме «Вакилабад», расположенной в Мешхеде, втором по количеству населения городе страны. Об этом сообщило иранское агентство IranWire со ссылкой на заявление судьи Гуломали Содиги.

7 апреля 2017 года 40-летний Рахмат Акилов, этнический таджик из Самарканда, промчался на высокой скорости по одной из пешеходных улиц Стокгольма, столицы Швеции, давя пешеходов. Проехав более полукилометра, он врезался в здание торгового центра. Как оказалось, в грузовике была бомба: пять канистр с бутаном, наполненных шурупами, металлическими обломками и лезвиями. К счастью, бомба не взорвалась, а только подожгла его машину.

В результате теракта погибли пять человек, в том числе 11-летний ребенок, пятнадцать получили травмы различной степени тяжести. Сам Акилов скрылся, но в тот же день был арестован и сразу признался в содеянном.

Было установлено, что он готовился к преступлению с середины января 2017 года. Тогда Акилов отправил множество сообщений разным лицам, предлагая им совершить теракт от имени «Исламского государства». В распоряжении следствия оказались тексты его переписки в интернет-чатах с более чем 20 людьми из разных стран.

К примеру, при переписке на русском языке со своим приятелем (предположительно тоже состоящим в «ИГ») в мессенджере Телеграм Рахмат Акилов жаловался, что ему удалось убить не так много людей, как бы ему хотелось: «Плохо, [всего] нескольких задавил, машина не туда заехала. Сейчас в аэропорту, тупик».

В более ранних записях в Телеграме он «консультировался» с собеседником по поводу рецепта изготовления самодельной бомбы.

Как заявил Акилов во время своего первого допроса в суде, он хотел убивать шведов, чтобы поддержать «Исламское государство». По его словам, Швеция занимается спонсированием войны, «в которой гибнут миллионы невинных мусульман».

В Швеции Рахмат Акилов оказался в 2014 году. Он приехал туда из Узбекистана, работал в сфере строительства, и пытался получить вид на жительство и политическое убежище.

Летом 2016 года ему было отказано в получении вида на жительство в Швеции. Акилова должны были выслать за пределы страны принудительно, но он успел скрыться, уйдя в подполье, и был объявлен в розыск.

Вскоре после теракта министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Камилов объявил, что Акилов был завербован эмиссарами «Исламского государства».

Глава МИД Узбекистана проинформировал, что, по данным узбекской стороны, Акилов активно призывал соотечественников к выезду в Сирию для участия в боевых действиях. Он также подтвердил, что в конце февраля 2017 года в отношении Акилова было возбуждено уголовное дело по статьям «Изготовление или распространение материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку», «Участие в религиозных и экстремистских организациях», а также «Вовлечение несовершеннолетнего в антисоциальное поведение».

7 июня 2018 года окружной суд Стокгольма признал Рахмата Акилова виновным в преднамеренном наезде на людей на грузовике 7 апреля 2017 года в центре шведской столицы, определив эти действия как террористический акт, и приговорил к пожизненному лишению свободы.

Окружной суд отметил, что это нападение - «возможно, самое серьезное преступление, из когда-либо совершенных в Швеции». Во время процесса каких-либо признаков раскаяния по поводу совершенного им злодеяния террорист не выразил.

Пожизненное заключение в Швеции подразумевает, что через некоторое время осужденный может просить суд изменить наказание и ограничить срок его содержания под стражей. Издание The Local уточняет, что средний срок «пожизненного» заключения в этой стране составляет 16 лет (но не меньше 10 лет), а максимальный - 34 года. То есть, дольше этого там еще никто не сидел.

Суд также постановил, что если Акилов когда-нибудь выйдет на волю, то он будет депортирован из Швеции, и ему будет запрещено возвращаться в эту страну.

Теракт в Стокгольме, совершенный Акиловым, произошёл всего через четыре дня после террористической атаки в петербургском метрополитене. Её исполнителем оказался этнический узбек из киргизского Оша 22-летний Акбар Джалилов.

3 апреля 2017 года в вагоне петербургского метро прогремел взрыв, в результате которого 16 человек погибли (в том числе сам террорист), 103 были ранены или контужены.
По сообщению российских СМИ, ссылающихся на официальные источники, террористу-смертнику Акбаржону Джалилову, который привёл в действие второе взрывное устройство, замаскированное под огнетушитель, оторвало голову. За семь лет до этого, в 2011-м, он стал гражданином России.

На другой сумке с самодельным взрывным устройством, оставленной Джалиловым на станции метро «Площадь восстания», тоже были обнаружены его генетические следы. Эта бомба не сработала и впоследствии была обезврежена. По одной из версий, её должен был взорвать второй террорист, который передумал это делать и сбежал.

В ночь на 1 января 2017 года выходец из Узбекистана Абдулкадыр Машарипов проник в стамбульский ночной клуб «Reina», посетители которого встречали Новый год, и устроил кровавую бойню, выпустив по веселящимся людям 180 пуль. Погибли 39 человек, 122 пострадали, в том числе 60 иностранцев. Ответственность за расстрел «сатанинского праздника» взяло на себя «Исламское государство». 16 января убийца был задержан в Стамбуле в результате особо секретной операции, а позже отдан под суд.

Машарипов признался, что совершил преступление позаданию некоего Абу Джихада, с которым лично не встречался, однако тот передал ему автомат и магазины с патронами для расправы с «неверными». Для этого Машарипов отправился на площадь Таксим; там был усиленный полицейский патруль, и он получил новую цель - ночной клуб Reina. Сначала он застрелил полицейского возле клуба, а потом ворвался в помещение, где находились более 700 человек и открыл огонь из автомата, а затем бросил в толпу гранату.

Слушания по делу о теракте в ночном клубе Reina начались в декабре 2017 года в уголовном суде Стамбула. По делу проходили 57 человек, перед судом предстал 51, в том числе исполнитель теракта Абдулкадыр Машарипов.

Сам террорист просил, чтобы ему был вынесен смертный приговор. Он заявил, что пришел в клуб, чтобы умереть, но этого не случилось, поэтому он настаивает на том, чтобы его казнили, так как свою миссию он завершил.

В сентябре 2020 года Машарипов, по сообщению турецких СМИ, в общей сложности получил 40 пожизненных сроков и еще дополнительно 1368 лет, с содержанием в тюрьме строгого режима. То есть, фактически был приговорен к пожизненному заключению.

Общее направление

На протяжении последнего десятилетия в «ИГ» и близких к ней по духу террористических группировках, сформировавшихся в Ираке, Сирии и Афганистане, за установление тоталитарных религиозных режимов воевало множество выходцев из Средней Азии, в том числе тысячи этнических узбеков из всех стран региона. Об этом мы писали здесь много раз. Довольно красноречивым является и тот факт, что Исламское движение Узбекистана (ИДУ), с представителями которого в 1990-2000-е тайно якшалась часть так называемой «светской» узбекской оппозиции, в 2015 году объявила о самоликвидации и о вхождении в состав «ИГ».
Для полноты картины добавим, что среди выходцев из Киргизии, уехавших воевать на Ближний Восток, опять-таки преобладали этнические узбеки из южной части этой страны. В ней же они отметились несколькими терактами.

Это нападения на ахмадийцев (представителей околоисламского религиозного течения – ред.), которые, с точки зрения мусульманских догматиков, являются еретиками, не имеющими права на существование, и взрыв на территории китайского посольства в Бишкеке 30 августа 2016 года, когда смертник, протаранив машиной ворота в стене возле здания дипмиссии, прорвался на его территорию и подорвал себя вместе с автомобилем. В результате погиб только сам нападавший, от которого остались мелкие фрагменты тела.

В Узбекистане, благодаря жестким действиям властей, ничего подобного не происходило с 2009 года, с тех пор как группа «джихадистов» под руководством Шавката Махмудова убивала и пыталась убить некоторых высокопоставленных религиозных деятелей и силовиков, в частности, совершила покушение на главного имама-хатыба Ташкента Анвара-кори Турсунова.

С 2016 года второй президент Узбекистана ослабляет «зажимы» на религию, введенные при Исламе Каримове, - из политических соображений, чтобы было на кого опереться), естественно, при горячей поддержке носителей вышеупомянутой идеологии. Например, в 2017 году были сняты с особого учета 16 тысяч исламистов, что подавалось верноподданными СМИ как безусловное благо. Однако одновременное снятие их с режима контроля, свидетельствует только о том, что это произошло не после тщательного изучения их дел (тогда бы их снимали постепенно), а является актом популизма, итогом которого стало усиление позиций религиозных «авторитетов».

Если подобная тенденция не изменится, через несколько лет клерикалы уже сами будут определять, кого из действующих политиков им поддерживать, а кому в этой поддержке отказывать из-за «враждебности» или недостаточной лояльности к исламу (то есть, к их собственной власти). А Узбекистан всё быстрее будет скатываться к подобию Афганистана, Ирака, Сирии, Сомали и прочих государств, ввергнутых муллами и их недалекими последователями в состояние failed states (муваффақиятсиз давлатлар).

Ким кимдир? Who is Who?Добавить персону