Журнал Ҳаракат №1 (46) 2004.
Инсон хукуклари
Human Rights Watch ташкилотининг хисобати - Уйма уй: махалла кўмиталарининг бошбошдоклиги - I (рус.)
ОТ ДОМА К ДОМУ: ПРОИЗВОЛ МАХАЛЛИНСКИХ КОМИТЕТОВ Отчет Хьюман Райтс Вотч Сентябрь, 2003
Краткое содержание Рекомендации: Правительству Узбекистана Двусторонним и многосторонним донорам Международному сообществу Общие сведения Структура махалли Роль и функции комитета махалли Посбон Официальные и неформальные отношения с хокимиятом Махалля как инструмент произвола Религиозные преследования Общие сведения Слежка Амнистия-2002 Внесудебное наказание Дискриминация Социальная помощь Предоставление документов Меры в отношении «строптивых» махаллей Насилие в семье Развод Принудительное переселение Общие сведения Участие махалли Роль международного сообщества Заключительные положения КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ 2003 г. был объявлен президентом Узбекистана И.Каримовым «Годом махалли». Местные СМИ приветствовали это решение дифирамбами в адрес традиционного общинного института, называя его «жизненным причалом» и «оплотом спокойствия». При этом в эпоху И.Каримова комитет махалли из автономного органа местного самоуправления был превращен властями в элемент системы слежки и контроля общенационального масштаба. В Узбекистане власть принадлежит репрессивному режиму с далеко не безупречной практикой в области прав человека. Правительство осуществляет цензуру СМИ, запрещает оппозиционные политические партии и отказывает в праве на независимое существование общественным и религиозным движениям. Комитет махалли, имеющийся сегодня практически в каждом уголке Узбекистана, - это глаза и уши центральной власти и главный проводник политики и практики репрессий. В настоящем докладе документально зафиксирована роль махаллинских комитетов по трем главным направлениям произвола властей: их участие в шестилетней кампании борьбы с теми, чья исламская практика лежит вне установленных государством рамок; реагирование на проблему насилия в семье; а также их роль в «программе принудительного переселения» в 2000-2001 годы. Возникшая из исламских обрядов и событий жизни общины, махалля насчитывает не один век своего существования. В постсоветский период ее деятельность стала регламентироваться законом. В дополнение к традиционным функциям махалле был передан целый ряд полномочий местного самоуправления. Сегодня основную повседневную работу ведет комитет махалли (кенгаш) во главе с председателем схода граждан (аксакалом). При этом деятельность кенгаша, по закону подотчетного сходу граждан, фактически контролируется органами исполнительной власти. В современных условиях комитет махалли превратился в ключевого проводника государственных репрессий в отношении отдельных лиц и семей, которых власти считают неблагонадежными. Махалля активно помогает правоохранительным и другим органам собирать информацию о жителях. В нарушение права на неприкосновенность частной жизни, семьи и жилища комитет махалли ведет досье на неблагонадежных граждан (в том числе на «семьи скандалистов» с трудными подростками) и передает эти данные милиции и органам исполнительной власти. С конца 1997 г. узбекские власти развернули широкую кампанию репрессий против мирных «независимых» мусульман, чья исламская практика не укладывается в установленные государством рамки. В Узбекистане разрешенный ислам жестко контролируется. Имамы назначаются исполнительной властью и находятся под ее надзором.[2] Любая незарегистрированная, т. е. не разрешенная властями, религиозная практика считается незаконной. Под репрессии попали все те, кто совершает намаз дома, изучает Коран в частном порядке, принадлежит к незарегистрированным исламским организациям и распространяет не санкционированную властями литературу. В нарушение права на свободу совести и религии власти огульно причисляют всех таких людей к «экстремистам»: тысячи независимых мусульман осуждены на длительные сроки вне связи с насильственным действиям или с принадлежностью к вооруженным формированиям. Махаллинские комитеты поддерживают «государственный» ислам и даже участвуют в отборе кандидатов на совершение хаджа в Мекку. Одновременно они участвуют в репрессиях, ведя досье на тех, кого считают слишком набожными, и выполняя другие функции соглядатаев и информаторов. Они также организуют собрания общественности, на которых набожные мусульмане становятся мишенью оскорблений, угроз и шельмования. Такие собрания представляют собой изощренную форму внесудебного наказания для тех, кто реализует свое право на свободу совести вне санкционированных государством институтов. Серьезной проблемой в Узбекистане является, без сомнения, насилие в семье, хотя ее масштаб трудно оценить в условиях, когда статистика не ведется, а женщины с неохотой дают делу официальный ход. Государственная политика направлена на сохранение семьи любой ценой, и комитету махалли отводится в этом ключевая роль. Фактически выступая в качестве судов по семейным делам, комитеты отказывают избитым женам в разрешении на развод, отправляя их домой: назад к мужьям и побоям. Должностные лица махалли сплошь и рядом считают, что избитая женщина сама виновата в том, что навлекла на себя гнев мужа. После наставлений о супружеском долге, подкрепляющих стереотипные представления о роли мужчины и женщины, кенгаш возвращает женщину в семью. Такой подход в принципе не учитывает реальные страдания – как физические, так и эмоциональные, причиняемые жертвам домашнего насилия, и сознательно подвергает женщин опасности. Это также нарушает международные нормы о гарантиях равноправия женщины в браке и при его расторжении. Нарушение этих норм не может быть оправдано никакой политикой сохранения семьи, которая должна учитывать обязанность государства защищать женщин и детей от насилия. В период с августа 2000 г. по март 2001 г. отмечены также нарушения прав человека махаллинскими комитетами в ходе проведения узбекскими властями принудительного переселения на юге республики после рейдов антиправительственных боевиков-исламистов. В качестве официального обоснования необходимости переселения указывалось на угрозу безопасности со стороны мятежников и опасность природных катастроф, связанных с оползнями и наводнениями. Людей выгоняли из домов и отправляли на новое место, где они оказывались отрезанными от остального населения и лишенными каких-либо средств к существованию. При выполнении этих принудительных и сопровождавшихся насилием мероприятий должностные лица махаллей действовали рука об руку с представителями военных и гражданских властей. Следует отметить, что в некоторых махаллях отдельные должностные лица комитетов искренне пытаются защищать своих жителей и отказываются подвергать дискриминации набожных мусульман и других неугодных. Однако правительство и правоохранительные органы оказывают на таких людей растущее давление с целью заставить их проводить официальную линию, нарушающую права человека. Правительство Узбекистана и некоторые международные доноры настаивают на том, что комитет махалли не зависит от властей и действует как неправительственная организация или децентрализованная единица самоуправления. Действительно, комитет махалли выполняет целый ряд функций, в том числе и по оказанию услуг и организации общественной и культурной жизни. Однако одновременно он играет и ключевую роль в проведении государственной политики дискриминации и преследования неугодных категорий населения. Махалля, как бы ни стремились ее должностные лица к независимости, является неотъемлемой частью репрессивной государственной машины. Осуществляя несвязанное финансированиепрограмм поддержки местного самоуправления, международные организации, работающие в области содействия развитию, рискуют на самом деле поддержать низовое звено государственной системы контроля и произвола. РЕКОМЕНДАЦИИ Правительству Узбекистана Снять с комитета махалли функции правоохранительных органов. В частности, отменить практику: административного надзора за гражданами, в отношении которых правоохранительными органами ведется следствие, а также за освобождающимися из мест содержания под стражей или заключения; наблюдения за гражданами в интересах правоохранительных органов. Обеспечить прекращение комитетом махалли дискриминации в отношении набожных мусульман. В частности, обеспечить равный подход при оценке потребностей в социальных услугах и пособиях и их предоставление на недискриминационной и прозрачной основе. Обеспечить прекращение комитетом махалли наблюдения за набожными мусульманами, нарушающего право последних на неприкосновенность частной жизни, семьи и жилища, а также право на свободу совести. Наблюдение в интересах законных целей охраны правопорядка должно осуществляться сотрудниками правоохранительных органов с соответствующей санкции. Прекратить практику требования у осужденных за религию получения поручительства от своей махалли как условия освобождения по амнистии. Наблюдение за освобожденными должно быть поручено соответствующему государственному надзорному органу. Прекратить практику внесудебного наказания посредством унижений и запугиваний на собраниях общественности, проводимых органами государственной власти и махаллинскими комитетами. Снять содержащееся в статье 12 Закона «Об органах самоуправления граждан» положение о пресечении комитетом махалли деятельности незарегистрированных религиозных организаций и иной деятельности, нарушающей Закон «О свободе совести и религиозных организациях» 1998 г. До полного прекращения правоохранительных функций комитета махалли обеспечить прекращение привлечения должностных лиц махалли в качестве понятых при проведении обыска или выполнения ими иных свидетельских функций в интересах милиции. Для этих целей должны привлекаться незаинтересованные лица. В случае привлечения должностных лиц махалли в качестве свидетелей они должны следить за тем, чтобы сотрудники правоохранительных органов имели надлежащую санкцию на свои действия и соблюдали процессуальные права граждан. Обеспечить развернутую подготовку должностных лиц махалли в области предоставления защиты лицам, обращающимся с жалобами по фактам насилия в семье. Обеспечить справедливое распределение средств в интересах предоставления социальных услуг жертвам домашнего насилия и их детям. Предписать махаллинским комитетам прекратить практику назначения примирительных периодов перед подачей заявления на развод. Прекратить практику требования судами согласия махалли как условия принятия к производству иска о расторжении брака. Предписать должностным лицам махалли облегчать доступ в суд для жертв домашнего насилия, принявших решение расторгнуть брак. Обеспечить включение в проводимые махаллинскими комитетами программы добрачного и семейного образования разделов о правах женщин, включая право не подвергаться насилию, принуждению или дискриминации. Обратиться к проблеме насилия в семье и доводить информацию о путях ее решения как до мужчин, так и до женщин. При проведении таких программ следует избегать усиления существующего дискриминационного отношения к женщине. Поручить махаллинским комитетам в поселках для переселенцев оказывать последним содействие в контактах с представителями международных организаций, СМИ и пр., вместо того чтобы блокировать такие контакты. Двусторонним и многосторонним донорам Увязать предоставление новых средств на цели развития гражданского общества и демократии и на аналогичные проекты, в которых задействованы махаллинские комитеты, с реформированием последних. В частности, настойчиво ставить вопрос о снятии с них правоохранительных функций, как было рекомендовано выше. Создать систему мониторинга любых проектов, в которых задействованы махаллинские комитеты, с тем чтобы такие проекты не приводили к поддержке произвола на местном уровне. В частности, проводить анализ любого проекта в области насилия в семье как до, так и после предоставления финансирования. Обеспечить включение в любой проект в этой области правозащитного компонента и акцента на право женщины не подвергаться насилию, принуждению и дискриминации. Международному сообществу Поставить перед правительством Узбекистана вопрос о необходимости реформирования махаллинских комитетов, в том числе о необходимости их отделения от правоохранительных структур. Настоятельно призвать Ташкент к выполнению рекомендаций, сформулированных в настоящем докладе. Наладить диалог по проблемным вопросам роли махаллинских комитетов и по программе их реформирования с профильными государственными органами, такими, как комитеты по делам религий, комитеты женщин и Министерство внутренних дел. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ В переводе с узбекского «махалля» приблизительно означает «соседи» или «местная община». В то же время махалля относится к традиционным институтам Узбекистана, поэтому в различном контексте в это понятие может вкладываться самое различное содержание. Речь, среди прочего, может идти о территории, комплексе общественных отношений или об административной единице.[3] Истоки махалли прослеживаются еще в домонгольский период – в XI-XII веках. Этот институт нередко представляют как нечто исконно узбекское, однако аналогичные традиционные структуры характерны для многих регионов исламского мира.[4] В досоветский период махалля, как правило, представляла собой общину в несколько сот человек, организованную вокруг исламских обрядов и других событий местной жизни. В большинстве случаев в махалле имелись собственная мечеть, чайхана, базар и пр. Жизнь членов общины регламентировалась старейшинами. Некоторые махалли формировались по этническому, религиозному или профессиональному признаку.[5] Многие до сих пор сохранили названия, связанные с ремеслами.[6] При советской власти отношение к махалле неоднократно менялось. На начальном этапе предпринимались попытки ликвидировать ее как общественный институт. Позднее, когда стало ясно, что такая политика столкнется с активнейшим сопротивлением, власти попытались, хотя и не слишком успешно, встроить махаллю в партийно-государственную структуру и использовать ее как инструмент распространения коммунистической идеологии на все слои общества.[7] Эксперимент, однако, в итоге не удался, и в годы, предшествовавшие распаду СССР, махалля перестала служить проводником государственной идеологии, продолжая существовать неофициально, параллельно с государственными структурами. Часто местным аксакалом, или главой махалли, становился вышедший на пенсию партийный руководитель. Все это время махалля сохраняла и передавала новым поколениям узбекские культурные традиции, в том числе и исламские. Советское государство мирилось с ее существованием, хотя официально и не признавало.[8] После провозглашения Узбекистаном независимости в 1991 г. махаллинские комитеты стали подключать к структуре власти, становившейся все более авторитарной. В первые годы независимости президентом И.Каримовым были разгромлены возникшие в последние годы «перестройки» гражданские и политические движения, под запретом оказались оппозиционные политические партии, была введена цензура СМИ; через некоторое время за этим последовали репрессии против мирных независимых мусульман. Одновременно новые власти развернули кампанию по возрождению махалли как основной ячейки узбекского общества, ставшую частью общей политической линии на возвращение к узбекскому наследию и связанным с ним символам. Примером масштабной смены исторических приоритетов может служить культивирование образа Тимура, духовным преемником которого представляют президента И.Каримова.[9] Махалля преподносилась как традиционный институт с акцентом на права и обязанности общины в рамках всеохватывающего государства. На улицах и в печати появились лозунги: «Родина начинается с твоей махалли» или «Покой соседа – твой покой, спокойствие в махалле – спокойствие в стране».[10] В этот период правительство стало наделять махаллинские комитеты все более широкими полномочиями и постаралось обеспечить их распространение на всю территорию республики.[11] В результате пересмотра административного деления вся страна была поделена на махалли. В настоящее время их насчитывается около 12 тыс., в каждой махалле – от 150 до 1,5 тыс. семей или дворов.[12] В феврале 1999 г. у правительственных зданий в Ташкенте прогремело пять взрывов. Правительство не замедлило обвинить в терактах «исламских экстремистов» и развернуло кампанию массовых арестов и гонений на независимых мусульман. В рамках этой кампании был принят новый закон, по которому на комитет махалли возлагались серьезные дополнительные функции, включая пресечение деятельности незарегистрированных религиозных организаций.[13] Другим нормативно-правовым актом был введен институт «стражей махалли».[14] К этому моменту превращение комитета махалли в орган репрессивного государства фактически завершилось. Одновременно с продвижением махалли как традиционного института правительство представляло комитет махалли как орган местного самоуправления, первичный уровень участия общества в принятии решений. К концу 1990-х годов некоторые международные доноры, стремясь оказать содействие развитию демократии на местах, стали финансировать программы для махаллинских комитетов, однако в итоге это вылилось в поддержку государственной структуры, задействованной в реализации репрессивной политики. 5 декабря 2002 г. президент И.Каримов объявил 2003 г. «Годом махалли». Правительство приняло соответствующую целевую программу и заявило о намерении усовершенствовать нормативно-правовую базу в интересах расширения полномочий комитета махалли.[15] В местной прессе пошли статьи с пропагандистскими лозунгами: «Махалля – оплот спокойствия», «Родная махалля – тихий причал в нашей жизни», «Махалля – очаг духовности и воспитания», место, где «любой придет на помощь и получит добрый совет и поддержку делом».[16] СТРУКТУРА МАХАЛЛИ В стремлении поставить махаллю под свой контроль и включить ее в состав институтов государства узбекское правительство в апреле 1999 г. провело через парламент Закон «Об органах самоуправления граждан» (далее - Закон о махалле).[17] В соответствии с новым законом «высшим органом самоуправления граждан» соответствующей территории становится сход, наделяемый правом принимать решения от имени населения.[18] Сход граждан созывается не реже одного раза в квартал.[19] Текущие вопросы в периоды между сходами граждан решаются кенгашем (комитетом махалли), который должен собираться не реже одного раза в месяц и возглавляется председателем схода граждан (аксакалом, или председателем махалли).[20] По основным направлениям текущей деятельности в составе кенгаша создаются комиссии (например, по вопросам организации свадеб и похорон). Заместителем председателя всегда является женщина, возглавляющая местный женсовет. По закону высшим органом местного самоуправления является сход граждан, однако собранная Хьюман Райтс Вотч информация, в том числе материалы интервью с членами комитетов трех махаллей, указывает на то, что на практике кенгаш в своей деятельности руководствуется указаниями районного или городского хокимията – органа государственной власти. Хокимият, в свою очередь, непосредственно подчиняется центральному правительству: хокимы областей назначаются и снимаются президентом. Формально председатель махалли и кенгаш избираются сходом граждан, однако кандидатура председателя согласовывается с хокимом соответствующего района или города, что дает президенту возможность напрямую контролировать каждую махаллю.[21] На практике председатель махалли сплошь и рядом назначается хокимиятом, а выборы носят лишь формальный характер.[22] Комитет махалли зависит от хокимията и в финансовом отношении, хотя у него имеются и собственные источники финансирования за счет добровольных взносов.[23] По Конституции хоким области, района или города возглавляет исполнительную и представительную власть на соответствующей территории.[24] В реальной жизни хокимияты выступают как система органов исполнительной власти. Решения комитета махалли обязательны для исполнения жителями соответствующей территории.[25] В апреле 1999 г., через несколько дней после принятия Закона о махалле, постановлением Кабинета министров, известным как «Закон о посбоне», был введен институт «стражей махалли» (посбонов).[26] Посбон работает во взаимодействии с комитетом махалли и местным органом внутренних дел по профилактике преступлений и поддержанию общественных и моральных устоев в том виде, как они понимаются правительством. Заработная плата выплачивается из государственного бюджета. Число посбонов в каждой махалле зависит от численности населения и конкретных задач. Так, в Ташкенте в одной махалле с населением 3,4 тыс. человек девять посбонов,[27] в другой (3 тыс. человек) – всего четыре.[28] РОЛЬ И ФУНКЦИИ КОМИТЕТА МАХАЛЛИ … Все мы видим, что в жизни всякого человека, каждой семьи, в государственном и общественном управлении, в сплочении людей, укреплении правопорядка в местах проживания, во внедрении системы самоуправления, с каждым днем все более повышается роль и значимость махалли. Президент И.Каримов, 5 декабря 2002 г.[29] С включением в структуру государственной власти роль комитета махалли значительно возросла: из традиционной общинной структуры он превратился в административный орган, отвечающий за контроль и надзор за населением в интересах соблюдения текущей политической линии.[30] Первым серьезным поручением с 1991 г. стала передача махалле функций по распределению небольших пособий малообеспеченным.[31] В 1999 г. Закон о махалле значительно расширил ее административные полномочия, в том числе в части «мер, направленных на защиту интересов женщин, повышение их роли в общественной жизни, формировании духовно-нравственной атмосферы в семье, воспитании молодого поколения».[32] Теперь комитет махалли занимается семейными конфликтами, борется с разводами, дает рекомендации по воспитанию детей и определяет нормы поведения для женщин и детей, а также осуществляет просветительские программы в области ВИЧ/СПИДа, наркотиков, здоровья женщин, проблем семьи и общества.[33] Зам. председателя махалли так рассказывала об этом представителям Хьюман Райтс Вотч: Мы учим девочек шить… Показываем им положительный пример девочки, которая хорошо себя ведет, рукодельница и готовить умеет. Так люди и постигают свою культуру… Мы помогаем учить девочек, как готовиться к семье, к детям. Отправляем беременных к доктору. Если не идет – отчитываем, тогда точно идет. Женщина должна делать семью счастливой. Мужчина должен кормить семью. Ему нужно знать, как вести себя с женой и с матерью, чтобы ревности не было. Так получается счастливая семья. Мы семьи всему этому учим… Учим женщин, как себя поставить, не скандалить, не драться, быть культурными.[34] Комитету махалли стала отводиться все более активная роль в профилактике преступности, в особенности с принятием в 1999 г. «Закона о посбоне». В своем обращении к парламенту 22 января 2000 г. президент И.Каримов отдельно остановился на важности усиления правоохранительных функций органов местного самоуправления: «В обеспечении общественной безопасности на местах необходимо значительно повысить роль органов самоуправления и, прежде всего, роль махалли. Важно сосредоточить усилия махаллинских комитетов, рядовых граждан на выявлении и устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений и иных противоправных действий по месту жительства граждан».[35] Правоохранительная тема получила дальнейшее развитие во время вторжения боевиков Исламского движения Узбекистана в 2000 г. Выступая в парламенте 30 августа 2000 г., И.Каримов заявил: «Махаллинские комитеты должны активизировать свою работу, чтобы обеспечить общественный порядок, повышать бдительность людей, воспитывать у них чувство гражданского долга, формировать сознательное отношение к происходящим вокруг событиям. Их задача, их непосредственный долг состоит в том, чтобы не в два, а в несколько раз повысить бдительность жителей махалля, всей общественности, воплотить в жизнь призыв "Наш дом - нам его беречь".[36] Статья 12 Закона о махалле обязывает кенгаш принимать «меры по пресечению деятельности незарегистрированных религиозных организаций, обеспечению соблюдения права граждан на свободу вероисповедания, недопущению принудительного насаждения религиозных взглядов, рассматривать иные вопросы, связанные с соблюдением законодательства о свободе совести и религиозных организациях».[37] Несмотря на содержащиеся в этой статье реверансы в адрес прав человека, такая постановка вопроса нарушает гарантии свободы совести и религии, зафиксированные в статье 31 Конституции Узбекистана и статье 18 Международного пакта о гражданских и политических правах. Выполнение комитетом махалли требования закона невозможно без его участия в слежке, арестах и общественном бойкоте набожных мусульман (см. ниже).[38] В обязанности комитета махалли входит также подготовка списков кандидатов на совершение хаджа, который по исламским понятиям каждый мусульманин, при наличии у него финансовых и физических возможностей, обязан совершить хотя бы раз в жизни. Списки направляются затем в хокимият, окончательный отбор проводится Духовным управлением мусульман Узбекистана.[39] Следуя инструкциям хокимията, комитет махалли пытается контролировать религиозную деятельность населения через «профилактику». Вместе с местной милицией махалля проводит собрания, посвященные религиозному экстремизму и другим вопросам, предупреждая присутствующих о недопустимости отправления религиозного культа вне рамок санкционированных государством институтов. Рассказывает работник махалли: Работаем с молодежью, чтобы они не стали террористами. Если появляются чужие – спрашиваем откуда. Нам здесь неизвестные посторонние не нужны… Проводим собрания с молодежью. Из прокуратуры и из милиции приходят, объясняют им, что нельзя оружие иметь, пистолеты, взрывчатку… Стараемся не допускать, чтобы молодежь водила дружбу с чужаками.[40] В настоящее время комитет махалли выступает инструментом государственного контроля во многих ключевых областях жизни в Узбекистане. Махалля отвечает за реабилитацию освобожденных из мест лишения свободы, а также за оказание «воспитательного воздействия на лиц, ранее судимых, и других, склонных к совершению правонарушений».[41] Комитет махалли также оказывает содействие различным государственным органам, в том числе парламенту, хокимиятам всех уровней, правоохранительным структурам, налоговым органам и Министерству обороны.[42] Еще одной из областей деятельности является контроль за предприятиями торговли и сферы услуг. Комитет махалли ведет исчерпывающий учет населения сомнительной достоверности, в том числе мужчин, женщин, детей, безработных, одиноких родителей, инвалидов, малоимущих, лиц с судимостью или находящихся под следствием. Учет ведется также по таким категориям, как «сплетники», «наркоманы», «семьи скандалистов», «алкоголики», «трудные подростки». Данные передаются в хокимият. Как сказала представителям Хьюман Райтс Вотч зам. председателя махалли: «Мы в махалле всех знаем. Своими глазами видим, или соседи скажут».[43] В городах информация поступает в махаллю от домовых и уличных комитетов, существующих в каждом доме и на каждой улице. В списках жителей указываются подробные сведения о личной и семейной жизни. Должностные лица махалли говорят, что это нужно для определения состава участников семинаров и праздничных мероприятий или для составления списков на получение продовольственной помощи или небольших подарков.[44] Однако информация используется и для принятия решений о вмешательстве в семейные конфликты или о передаче дел милиции.[45] Посбон «Закон о посбоне» способствовал усилению функций махалли по охране правопорядка и наблюдению за жителями. Посбону отводится ключевая роль в сборе информации, которая затем передается параллельным вышестоящим структурам: комитету махалли и местному органу милиции.[46] «Стражи махалли» также привлекаются к милицейским операциям.[47] Кандидат на должность посбона должен обладать «ясностью и здравостью духа», «физическим здоровьем и моральной устойчивостью», иметь незапятнанную репутацию и быть набожным.[48] Кандидатуры утверждаются на сходе граждан махалли по согласованию с начальником местной милиции.[49] Жители махалли обязаны оказывать посбону содействие в выполнении его обязанностей.[50] Таким образом, посбон представляет собой очевидное и официальное связующее звено между правоохранительными органами и комитетом махалли. Как и в случае с комитетом махалли, функции посбона выходят за рамки одной лишь профилактики

Ким кимдир? Who is Who?Добавить персону