Журнал Ҳаракат
№2 (35) 2002. Инсонлар фарёди
Гулноза Хасанова -
Туркманбошистондан келган фарёд (рус.)
ПИСЬМО ИЗ ЗАСТЕНКОВ ТУРКМЕНБАШИСТАНА
(Обращение Туркменской Узбечки Мировому Сообществу)
Уважаемые господа, обращаюсь к вам от (имени) многотысячного узбекского населения Ташховузской области Туркменистана. В Туркмении им обратиться некуда с жалобой нарушений прав узбекского населения, то можешь оказаться в тюрьме, пострадают и все твои родственники. Для Туркменбаши и его окружения словно и не существует этой проблемы, но они тихо уничтожают нас, в начале 21 века они из узбекского населения стараются сделать для себя рабов. ООН и различные международные организации, словно не замечают этих творящихся безобразий, или это для них выгодно, и при их попустительстве так распоясался Туркменбаши.
Кроме Узбекистана нам больше некуда обратиться, но и в Ташкенте правоохранительные органы Туркмении умудряются достать узбеков сбежавших от «справедливого суда Туркменбаши». 11 апреля 2002 года работники ГУИН Туркменистана из спец приемника ГУВД г. Ташкента принудительно забрали в Ашхабад узбека из Ташауза гражданина Маткурбанова Р.
Не мне судить, виноват он или нет в преступлении, в котором его обвиняют, но вполне вероятно, что его осудили за то, что он узбек. Но как в Узбекистане являющимся правовым демократическим государством,, Маткурбанова Р. продержали в спецприемнике шесть месяцев, из которых четыре месяца он просидел без санкции на арест, и это с разрешения генеральной прокуратуры, стоящей на страже закона, даже не пытаясь выяснить, виноват он или нет, или его осудили за то, что он узбек. Работники прокуратуры ссылаются на Минскую конвенцию 1993 года, но и там указан срок максимального задержания.
Уважаемые господа, к своему письму я приложила небольшую статью, которая тоже многое вам объяснит, если сможете, помогите жителям Ташауза хоть чем-нибудь. Если можно, то, пожалуйста, не ссылайтесь на мою фамилию, мои родственники могут оказаться в тюрьме за мое письмо к вам.
С уважением,
Акбарова Гулноза Хасанова
(Имя автора письма изменено)
«Общество правовой помощи» рекомендует:
выходя на рельсы не забудь про подстилку
После развала Советской империи на огромном пост советском пространстве образовались новые независимые государства, в которых оказались перемешанными все нации и народности бывшего Советского Союза. И началась миграция и эмиграция в поисках лучшей жизни из одного государства в другое. В Туркмении решили пойти по своему пути, и чтобы увеличить естественную миграцию, лидер Туркменистана со своим окружением повел политику тихого геноцида и дискриминации одной нации другой.
Люди туркменской национальности стали высшей кастой – узбеки низшей кастой на которую можно валить все шишки, все сойдет с рук. В Ташаузской области переименованной в Дашховузскую, коренное узбекское население являющееся самым многочисленным на тот момент, в одночасье превратилось в национальное меньшинство. Лица узбекской националь-ности стали изгоями на своей родной земле, на земле своих предков.
В конце 20 века возрождаются идеи фашизма, идеи превосходства одной нации над другой. Возрождается новая нация «арийцев», которые избрали себе врага №1 – лиц узбекской национальности графа в паспорте стала для них красной тряпкой, если ты узбек, то тебя смело можно обвинить в чем угодно, кто станет разбираться виноват ты или нет, говоря языком Эзопа, ты виноват «уж тем, что хочется мне есть». Закрываются общеобразовательные узбекские школы.
Речь идет о нарушении прав и свобод, не одного человека, а целого народа, который тихо выживают.
Представительство ООН и различные международные комиссии по правам человека не хотят видеть творящихся нарушений, или это при их попустительстве лидер Туркменистана проводит политику геноцида против узбекского населения, и при таком отношении кто поедет в Ашхабад и пойдет туда жаловаться, ведь очень даже может оказаться, что через небольшой промежуток времени, за твоё несогласие с «мудрой» политикой Туркменбаши, день и ночь пекущимся о «благополучии и спокойствии Туркменского народа», за тобой придут люди в погонах, и ты окажешься за решеткой, но судить тебя будут не за твоё несогласие, за графу в паспорте ещё сажать не научились, раз ты узбек то на тебя можно сфабриковать уголовное дело (там это умеют), и не важно прав ты или нет, никто с этим разбираться не станет, ведь есть графа где указана твоя нация, если убежишь то можно объявить и в Федеральный розыск, в Москве не будут разбираться виноват ты или нет, и очень рьяно будут помогать найти тебя.
Узбекам, которым не нравиться эта политика «добрые самаритяне» из числа Туркмен советуют «езжайте к себе на Родину». Но нет пророка в своём отечестве, да и времена пророков прошли), который повел бы нас в «Землю обетованную». Приведу один из примеров, где нарушаются права не одного человека, а всего узбекского населения, оказавшегося по разные стороны границы.
Основное население Хорезмской и Ташаузкой областей исповедует ислам, по сложившейся традиции в священные и праздничные для мусульман дни на Рамазан-Хаит и Курбан-Хаит принято посещать могилы своих родных, а кладбища оказались по разные стороны границы. У живущих в Ташаузе родные похоронены в Хорезме, а у живущих в Хорезме в Ташаузе. В декабре 2001 года на Рамазан-Хаит Ташаузкая таможня всех пожелавших посетить могилы своих родных, включая лиц преклонного возраста, заставили по 6-8 (шесть-восемь) часов ждать на морозе, периодически выстраивая в колонну по одному, но и это им показалось мало.
На Курбан-Хаит 2002 года они вообще решили не пропускать людей через границу. Чтобы выразить своё возмущение и протест и изменить это решение люди вынуждены были выйти на железную дорогу и остановили до вечера движение поездов. Ведь эти люди не замышляли ничего плохого. В священный для мусульман день они просто хотели посетить могилы своих близких, и прочитать молитву на их могиле. Они не могли изменить решение Туркменских властей, но это была групповая акция против дискриминации узбекского населения Туркменией.
Я обратилась в «Общество правовой помощи», действующей под эгидой ООН в г. Ташкенте, телефон 133-97-21, с просьбой оценить её с юридической точки зрения, и чем сможет независимая правозащитная организация помочь этим людям в защите их прав. Её (юриста) ответ поразил меня: «Что Вы хотите от нас, хотите, чтобы они лежали не на рельсах а ….».